Правительство посылает молодежь подальше

Михаил Фрадков предлагает возродить стройотряды и комсомольские стройки на Дальнем Востоке. Не понятно, однако, чем именно предстоит привлекать молодежь в регион, откуда бежит местное население




Российский премьер-министр нашел "оригинальное" решение проблемы социально-экономического развития Дальнего Востока. Открывая в минувший четверг заседание правительства, посвященное этой теме, Михаил Фрадков сообщил буквально следующее: "Пора уже, прошу прощения за старую терминологию, комсомольские стройки возрождать, молодежь привлекать, стройотряды". Однако при этом глава Кабинета министров не удосужился сообщить, чем именно предстоит привлекать молодежь на дальневосточные стройки. В советские годы, как известно, людей заманивали "длинным" рублем. И даже энтузиасты-комсомольцы записывались в стройотряды отнюдь не только ради личного участия в эпохальном строительстве светлого будущего. За пару месяцев такой работы они зарабатывали суммы, равные годовой зарплате среднестатистического инженера, и это при том, что качество их труда оставляло желать лучшего (даже не потому, что плохо старались, а просто в силу отсутствия необходимой квалификации). Но в советские времена экономическая эффективность подобных замыслов практически не рассматривалась, ибо они были частью идеологии, наравне с освоением целины, запуском первого человека в космос и прочими грандиозными проектами, за ценой на которые государство не стояло.

Впрочем, судя по всему, озвучивая идею, Фрадков имел в виду не столько экономическое, сколько социальное развитие региона. Не секрет, что местное население сокращается устрашающими темпами. "Жизнь там непростая, тарифы высокие, условия жизни тяжелые, пока мы не преодолели складывающуюся инерцию, и люди уезжают", признает премьер-министр. А между тем на дальневосточные земли уже давно плотоядно облизываются отнюдь не слабые соседи – США, Япония и, особенно, Китай. Молодым, здоровым, во всех смыслах активным студентам, по всей видимости, предстоит улучшать демографическую ситуацию в регионе, чтобы было кому противодействовать китайской экспансии.

Проблему привлечения в регион молодежи господин Фрадков, похоже, решил переложить на плечи коллег. Отметив, что чиновники из Москвы и Санкт-Петербурга довольно часто совершают рабочие визиты за Урал, он предложил им задержаться там подольше и несколько лет поуправлять отдаленными регионами, чтобы личным примером показать заинтересованность страны в обустройстве Дальнего Востока. Правда, готовность государственных мужей последовать призыву премьера вызывает большие сомнения.

Не отстают от своего руководителя и другие члены Кабинета министров. Так, недавно первый вице-премьер Сергей Иванов предложил еще одну "свежую" идею – ввести субсидирование гражданских авиационных перевозок между европейской и дальневосточной частями России. "Люди с Дальнего Востока будут летать в европейскую часть России, только если мы начнем субсидировать тарифы", – пояснил он. Но, опять же, возникает вопрос: как именно будет происходить это субсидирование? Ведь на самом деле частичное или полное возмещение как минимум раз в год стоимости авиабилета в европейскую часть России и обратно существовало вплоть до недавнего времени. Однако в последние годы реально получить причитающиеся выплаты мало кому удавалось.

Дальневосточная проблема сегодня действительно является одной из ключевых для страны. Она даже включена в число приоритетных задач, поставленных перед правительством президентом. Правительство России уже одобрило федеральную целевую программу "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", которая предполагает выделение средства из федерального бюджета в размере 430 млрд рублей. Предполагается, что большая часть этих денег пойдет на развитие инфраструктуры. Как заверяют чиновники, в рамках реализации ФЦП будет построено 6,6 тыс. км автомобильных дорог, 112 км железных дорог, проложено 5 тыс. км линий электропередачи. Кроме того, планируется ввести новые месторождения газа на 130 млн кубометров в год. Также предусматривается реконструкция аэропортов, морских портов, объектов здравоохранения. Главное, чтобы в этот впечатляющий список все же не затесались случайно комсомольские стройки.

Выбор читателей