Прусак попал впросак

Формальный результат не совпал с осадком, оставшимся от истории с уходом новгородского губернатора с поста "по собственному желанию". Уж слишком внезапно это "желание" себя обнаружило




В Новгородской области сменился губернатор. По нынешним временам дело, можно сказать, житейское: Михаил Прусак "попал" между увольнением амурского губернатора Леонида Короткова и вчерашней отставкой главы Сахалинской области Ивана Малахова. Однако именно отставка Прусака остается самой "политической". В связи с ней многие россияне (из числа тех, кто не силен в географии) впервые узнали не только о том, что Великий и Нижний – все-таки два разных Новгорода, но и о коррупции и криминальном беспределе в первом из них.

Напомним, что срок полномочий губернатора Новгородской области (Прусак занимал должность главы администрации с ноября 1991 г.) истекал в сентябре 2008 года. Однако в Кремле по какой-то причине решили, что пересидеть нынешний состав Госдумы и, собственно, Путина Прусак не должен. Официальная версия отставки – "по собственному желанию" – явно для протокола. Уж слишком скоропостижно это "желание" себя обнаружило.

Еще месяц назад полпред Илья Клебанов распекал Михаила Прусака за "острокриминальную ситуацию в регионе". Вот ведь дела – оперативные группы МВД выявили десятки случаев бесследных исчезновений бизнесменов, компании которых переходили в чужие руки. При более пристальном изучении выяснилось, эти руки принадлежали Тельману Мхитаряну и Николаю Кравченко – двум видным бизнесменам из окружения Прусака. Первый из них, кстати, являлся советником губернатора по политическим вопросам. Следователи принялись усиленно намекать, что эти двое возглавляли не просто ФПГ, а уже и ОПГ.

Клебанов даже рассказал, что, мол, сам замгенпрокурора, ко всему привыкший, был "шокирован", узнав о криминальной ситуации в Новгородской области. Непонятно, правда, почему столь масштабный беспредел стал откровением для прокуратуры: СМИ о железной хватке приближенных к администрации "управленцев" от бизнеса писали регулярно. К слову сказать, и политические партии были хорошо осведомлены о том, что многие интересующие их вопросы можно решить только "чисто конкретно". "Представители криминала пришли во власть, лидеры криминальных группировок легализовали капиталы, став "бизнесменами" в кавычках, но сохранили стиль 90-х – вымогательство, убийства, рейдерство", – открыл Клебанов губернатору глаза на происходящее в его вотчине, призвав разобраться с ситуацией.

С заданием полпреда Прусак, стало быть, не справился. Справился бы – не ушел "по собственному". А быть может, ставшее достоянием гласности внушение было лишь необходимой вводной к драме с отставкой. Ведь уже в июле были возбуждены уголовные дела против мэра Новгорода Николая Гражданкина и вице-губернатора Николая Иванькова. Другой заместитель Прусака, Николай Ренкас, предпочел уволиться, уже видя, что грядет. Претензии у прокуратуры сегодня есть и к главе областного ЖКХ Евгению Шумилову.

При этом сам Михаил Прусак уверяет, что между уголовными делами и его отставкой связи нет. То есть, если кто и воровал, Прусака близко не было. Однако ответственность главы региона за "беспредел" наступает не только тогда, когда он "в доле", но и тогда, когда этот беспредел творится у него на глазах.

До последнего момента Прусак неплохо ладил с Кремлем. Новгородская область считалась образцовым регионом, инвестиции лились рекой. Прусак, пришедший к власти еще в ельцинскую эпоху, очень старался вписаться в путинскую вертикаль. Он, в частности, активно поддерживал отмену губернаторских выборов и предлагал распространить новую систему на федеральный и муниципальный уровень.

Но потом все пошло как-то не так. Государственные СМИ вдруг заговорили о том, что новгородская "модель" больше не работает. Почему не работает и в чем не работает, не объяснялось. Мол, инвестиции есть (хотя есть и срывы инвестиционных контрактов), но не в радость они как-то... Думай как хочешь.

Известно, что на местных выборах в декабре прошлого года "Единая Россия" с большим трудом обошла в Новгородской области КПРФ. Оценивая эталонную силу админресурса, подобные сложности невозможно было не списать на пассивность главы региона или, того хуже, саботаж. В преддверии больших выборов, когда любой промах может обернуться низким процентом набранных голосов, подобные ошибки становятся непростительными. Вряд ли именно недовольство "партии власти" погубило непотопляемого прежде губернатора, но довеском к грузилу, отправившему на дно его политическую карьеру, оно стать могло.

О конце политической карьеры Прусака можно говорить достаточно уверенно. Пристойный характер отставки – по "собственному желанию", и даже, якобы, с переходом на работу в Администрацию президента – не более чем попытка Кремля сохранить лицо экс-губернатора. Когда назначают работать в администрации, то делают это иначе – в один заход, и чтоб без кривотолков.

Хуже всего, что формальный результат не совпал с осадком, оставшимся от всей этой истории. Если Прусак ушел по любой причине, отличной от служебного несоответствия, зачем же его так явно пачкали криминальным окружением? Если же пачкали за дело – почему оставили шанс отползти в тихое место? Власть остается непоследовательной, ее политика – мутной. Зато вертикаль, с приходом к власти в Новгородской области назначенца Сергея Митина, – еще более прямой.

Выбор читателей