Очень мужское кино

Фильм "Фальшивомонетчики" основан на воспоминаниях участника операции "Бернхардт". Это была самая крупная операция по производству фальшивой валюты в истории, организованная фашистской Германией

Фальшивомонетчики (Die Falscher)
Австрия–Германия, 2007
Режиссер: Стефан Рузовицки
В ролях: Карл Маркович, Аугуст Диль, Девид Стрисоу, Мартин Брамбах, Себастиан Урцендовски





Мужчина в шляпе и с маленьким чемоданчиком сидит на морском берегу. Рядом лежит газета с заголовком на французском: "Война окончена". Мужчина идет в самый дорогой отель Монте-Карло, заказывает номер и складывает в сейф ровные стопки долларов.

Мужчина – бывший одесский художник, бывший лучший фальшивомонетчик Берлина, бывший узник концлагеря, бывший участник операции "Бернхардт". Это была самая крупная операция по производству фальшивой валюты в истории. Еврейские узники концлагеря изготовили для нужд рейха несколько миллионов фальшивых фунтов стерлингов, сумму, равную нескольким годовым бюджетам Великобритании, и только конец войны помешал им проделать то же самое с долларами. Фильм возвращается на десять лет назад, когда Салли Соровица (Карл Маркович) арестовывают. С самого начала ясно, что он выживет. Кино "Фальшивомонетчики" – о цене, которую за это нужно было заплатить.

Режиссер Стефан Рузовицки написал сценарий, опираясь на автобиографию Адольфа Бургера (Аугуст Диль). Примечательно, что, перерабатывая источник, главным героем он сделал не его автора, "идейного" печатника, решившего лично саботировать производство фальшивых денег, чтобы не дать Гитлеру продолжать войну, а Саломона Соровица, для которого предательство сокамерника – преступление куда более тяжелое, чем предательство идеи. Конечно, фильм держится на игре Карла Марковича, известного российскому зрителю больше всего по телесериалу "Комиссар Рекс", а в родной Австрии – заслуженного театрального актера.

Такие строгие и стройные "мужские" фильмы про честь преступников снимали во Франции в семидесятые. Рузовицки придает этой теме новую остроту, помещая своего героя в ситуацию драматичного нравственного выбора. Тем и плохи "плохие времена", что, как ни старайся держаться за мораль и честь, какой путь ни выбери – на всяком будут потери, и выбора никакого, в сущности, нет.

В лагере Заксенхаузен "король фальшивомонетчиков" Салли Соровиц – единственный уголовный преступник среди бывших графиков, печатников, ретушеров, фотографов, граверов и работников банков. Он знает: здесь, как в любой тюрьме, можно договориться с тюремщиками, но нельзя им доверять. Здесь шутят: "Почему в Аушвице нет Бога? Он не прошел отбор!" Здесь все – прежде всего люди, подлецы или герои, а потом уже – евреи, коммунисты, нацисты. "Мы, печатники, существуем для того, чтобы печатать правду" Бургера здесь выставлено против "Только выжив, мы сможем победить их" Соровица.

Производство фальшивых денег проходит по разряду особо опасных уголовных преступлений, потому что это преступление против государства. Стремление одного человека выжить – его единственное оружие против государственной машины убийства. Это стремление борется в специалистах печатного дела с угрызениями совести за то, что не выжили другие – родственники, оставшиеся в Аушвице, соседи-заключенные из того же Заксенхаузена. Их заставляют бегать по кругу с грузом на спине, "тестируя" ботинки, которые намеренно слишком малы, в то время как из-за стены доносится стук мячика по столу для пинг-понга и "чудесная музыка" Штрауса, которой лагерное начальство развлекает ценных работников-фальшивомонетчиков.

Кто-то в лагере кричит: "Вот потому, что никто не желал отдать свою жизнь за идею, эта страна и пришла к нацизму!" Соровиц возражает: "Жизнь – это все, что у нас есть". К чести режиссера Рузовицки, эти слова Рузовицки-сценариста звучат в фильме достаточно отчетливо, но не фальшиво. Если "Фальшивомонетчики" – подделка, то такая, за которую не было бы стыдно самому Саломону Соровицу.

Выбор читателей