На выборы в декабре не пойдет только ленивый

Ради высокой явки избирателей на предстоящие выборы в Госдуму Центризбирком согласен на все: и на критику, и на Интернет, и на пропаганду партий до официального старта выборов




Вчера глава Центризбиркома Владимир Чуров раскрыл некоторые секреты повышения явки избирателей на предстоящих декабрьских выборах. Как известно, пассивность электората в настоящий момент вызывает серьезную тревогу у специалистов, исправить эту ситуацию ЦИК намерен быстро и решительно. В частности, при ЖЖ будет создан специальный сайт, который донесет до россиян все новости избирательной кампании на доступном народу языке. Достучаться до интернет-сообщества государству помогут популярный блоггер ЖЖ Самсон Шоладеми и юная Инна Смбатян, которых Чуров считает своими "молодыми и более продвинутыми друзьями". Предполагается, что ленивая молодежь, давно сменившая реальность на "вирт", проникнется мнением этих личностей и соизволит-таки явиться на избирательные участки, что для Избиркома, ценящего каждый голос, крайне немаловажно. Кроме того, политические новости в адаптированном варианте быстрее дойдут до молодых юзеров, чем замысловатые тексты специализированных ресурсов.

Виртуальным хождением в народ, за которым отдельные наблюдатели уже углядывают стремление властей "окучить" доселе неподконтрольную "поляну", дело не ограничится. ЦИК готов простить политическим игрокам даже взаимную критику. Комментируя норму закона о недопустимости контрагитации в СМИ, Чуров пояснил: критиковать оппонентов в ходе дебатов на телевидении и радио участники выборов смогут "открыто и беспрепятственно". "Критику никто не отменял, это миф, непонятно откуда взявшийся. Введен запрет только на негативную агитацию в оплаченной рекламе. Это ограничение направлено на борьбу с черными пиар-технологиями. А что касается прямых дебатов, то я даже не представляю, как можно их проводить без критики", - доказывал председатель ЦИК.

Между тем еще недавно правозащитники били тревогу и предсказывали чуть ли не массовые репрессии в связи с появлением закона, усиливающего ответственность за экстремизм. Им, в частности, предусмотрено усиление ответственности за совершение преступлений "по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотиву ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы". "Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в соответствующий федеральный список", также не допускается. Для того чтобы попасть в поле зрения правоохранительных органов, не обязательно финансировать или непосредственно организовывать "экстремистские действия" (это каралось и раньше) - достаточно "оправдывать, поддерживать или призывать к совершению" таковых. За собственными речами, в соответствии с новыми порядками, следить тоже нелишне. Эсер Гудков, например, предсказывал, что получить обвинение можно будет за публичное высказывание типа "заевшиеся олигархи", "проклятые чиновники" или "хамы-торговцы".

Критики нововведений в один голос утверждали, что закон станет непреодолимым препятствием для свободной предвыборной борьбы: любого кандидата, уличенного в его нарушении, можно будет смело лишать права участвовать в выборах. В общем, было не ясно: как отстаивать интересы одной социальной группы, не ущемив интересов другой. То же касается национальной темы. "Репортеры без границ" без труда представляли ситуацию, когда СМИ - например, радиостанция - подвергнется наказанию за "экстремистское" высказывание кого-то из слушателей. После трех предупреждений, кстати, следует отзыв лицензии СМИ. Генеральный секретарь СЖ РФ Игорь Яковенко предупреждал, что под понятие "экстремизм" можно подвести любую критику власти или даже попытки рассуждать, например, об изменении каких-либо статей Конституции.

Чуров успокаивает: дескать, предвыборные дебаты предполагают борьбу мнений, противопоставление программ и критическую полемику, что лишь подстегнет интерес граждан к выборам и будет способствовать повышению явки. Из чего напрашивается вывод: права властей привлечь при необходимости кого надо к ответственности никто не отменял, но всякие "инциденты" такого рода ей лишь на руку: сначала подстегнется интерес народа к выборам, а потом (как вариант) виновники повышенного интереса тихо и незаметно сядут. Причем, по закону. Но народ, уже "подстегнутый", на выборы все равно пойдет.

Впрочем, по мнению председателя ЦИК, пока что партии сосредоточены не на критике, а на составлении своих предпрограмм, что весьма разумно. "Нынешний этап политической пропаганды я считаю весьма позитивным", - констатировал Чуров.

Тот факт, что вести пропагандистскую кампанию до официального старта избирательной начали уже около десяти партий, тоже не беда. Это право "никем не оспаривается, не противоречит федеральному законодательству, потому что речь идет о представлении избирателям партийных программ, но не о конкретных призывах голосовать "за" или "против" - это законом запрещено", уверяет Чуров. ЦИК, опять же, "поощряет такие действия, поскольку это позволяет гражданам России лучше узнать политические партии".

Уже сейчас Центризбирком радуется данным ВЦИОМ, согласно которым по сравнению с маем количество россиян, намеренных принять участие в выборах, возросло на 10% (с 58% до 68%). "Есть перспективы достичь хорошего результата по явке", - предсказывает его глава.

Для того чтобы закрепить наметившийся позитивный сдвиг, Центральной избирательной комиссии остается только пообещать всем явившимся к урнам исполнение любого заветного желания. Или, напротив, строгие санкции за неявку (как в некоторых странах). Возможно, арсенал хитростей еще не до конца исчерпан, и в ближайшее время ЦИК найдет способы вытащить к урнам даже самых ленивых и несознательных. Только вот вопрос, за кого они в результате проголосуют, остается открытым.

Выбор читателей