Метро вызвало у москвичей массовую фобию

По данным социологов, подавляющее большинство пассажиров не чувствуют себя в безопасности в подземке. Людей пугает не только ограничение личного пространства, но и возможность быть погребенными заживо




Для тех, кто по тем или иным причинам решил отказаться от метро и пересесть на наземный транспорт, выражение "хватит, натолкался" стало типичным. Оно и понятно: огромный пассажиропоток, который приходится выдерживать столичной подземке, особенно в часы пик, приводит к тому, что люди в вагонах чувствуют себя словно селедки в бочке. А устаревшие поезда, увеличенные интервалы их движения и разного рода чрезвычайные происшествия лишь усиливают общее негативное впечатление от поездки. Более того, если верить социологам, большинство пассажиров, спускаясь в подземку, не чувствуют себя там в безопасности, и лишь немногие уверены, что ничем не рискуют.

Как пишет газета "Новые известия", в результате декабрьского опроса 1,5 тысячи жителей столицы выяснилось, что на вопрос "Опасно ли ездить в метро?" 40% респондентов ответили: "Скорее нет", а 23% заявили: "Однозначно нет". При этом 63% опрошенных признались, что испытывают чувство незащищенности в столичной подземке, и лишь 5% ничего не боятся.

Главными источниками панического страха перед метро являются давка в часы пик, плохая вентиляция, засилье бомжей и рейды воров-карманников. Кроме того, по мнению медиков, этот вид транспорта изначально опасен для тех, кто подвержен неврозам. Такие пассажиры не только боятся быть погребенными заживо, но и страшатся ограничения личного пространства, ведь, по мнению специалистов, расстояние между людьми не должно быть менее 60 см, а в метро такое почти всегда невозможно.

"НИ" приводит некоторые откровения опрошенных:
"О какой безопасности может идти речь, если метро так перегружено? Не дай бог кому-то плохо станет - затопчут".
"Пьяные бомжи пристают к пассажирам в вагонах, а на переходах в час пик нужно прижимать сумку к груди и одновременно контролировать карманы, чтоб не обчистили".
"Страшно: подходишь к путям, а сзади толпа - и давят, и давят. Кто-нибудь, того и гляди, так и нырнет головой в рельсы".
"Вы вообще видели этих милиционеров? Максимум, на что они способны, - сорвать денег с парочки таджиков. Какие из них охранники порядка?"
"Периодически наблюдала драки в вагонах, но когда нажимаешь кнопку и сообщаешь о случившемся, то в ответ тишина, ни разу не пришла милиция. Видеокамеры в метро поставили - и все?! Этого очень мало!"

Очевидно, что при пассажиропотоке в девять - десять миллионов человек ежедневно в условиях замкнутого пространства даже самые незначительные инциденты могут привести к непоправимым последствиям. А тут еще эти страшные эскалаторы, стоя на которых, многим кажется, будто земля из-под ног уходит, и вылетающий из тоннеля с чудовищным грохотом поезд... Так что впору вводить в метро должность штатного психолога, отмечает издание.

Панические настроения пассажиров подогрели и члены Независимого профсоюза Московского метрополитена, некоторое время назад организовавшие митинг перед зданием столичной подземки. Председатель профсоюза Светлана Разина тогда заявила, что до 90% подвижного состава имеют трещины в колесных парах и могут развалиться на полном ходу. "Мы долго молчали, но, когда случаи серьезных нарушений стали обычным делом и это стало угрожать жизни и пассажиров и работников метро, мы выступили открыто", - сообщила Разина.

Однако в Московском метрополитене считают, что все эти опасения беспочвенны. "Во-первых, никакого официального союза работников метрополитена не существует, есть лишь профсоюз работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства, - отметил в интервью "НИ" начальник пресс-службы столичной подземки Дмитрий Головин. - Так что доверять голословным заявлениям неформальных организаций не стоит. К нам регулярно приходят с проверками, и, если бы состояние вагонов было в таком плохом состоянии, давно бы последовали соответствующие санкции. Принимаются меры и по снижению шума, и по улучшению вентиляции. А что касается бомжей, не пустить их в метро мы не имеем права. Однако просим пассажиров сообщать о лицах в пачкающей одежде. Я, например, езжу на работу и обратно по двум веткам и вижу бездомных очень редко. Но если все-таки в вагоне оказывается человек в пачкающей одежде или пьяный, сообщаю об этом машинисту. Уже через две-три станции его уводят сотрудники милиции. А ведь большинство пассажиров этого не делает".

Что ж, остается надеяться, что когда-нибудь поездки в метро станут куда более комфортнее, чем сейчас. Пока же стоит последовать советам психологов, которые рекомендуют не входить в крайние вагоны, где народу всегда больше, не засекать по часам, сколько времени поезд стоит в тоннеле, не садиться на сиденья в конце вагона, у которых нет боковых спинок, а перед входом на эскалатор приостановиться на секунду, чтобы пропустить несколько ступеней вперед. Все это хоть как-то, но поможет справиться с пресловутой метрофобией.

Выбор читателей