Древнейшая тема

Семейная жизнь - это не только "быть счастливым и умереть в один день". Художники разных столетий неизменно обнаруживали в браке многочисленные подводные камни, ведущие к замысловатым перипетиям




Придумать и организовать оригинальную выставку в наши дни не просто – в эпоху открытых границ любители искусства избаловались мировыми шедеврами и концептуальными проектами. Не удивительно, что многие музеи, пытаясь преодолеть перманентный финансовый кризис, стараются получить из-за рубежа интересные выставки или же выдать за таковые то, что удается достать.

На фоне всеобщей погони за мировыми шедеврами, ГМИИ им. А.С. Пушкина решил "пойти иным путем" - в музее одна за другой открываются экспозиции, посвященные общефилософским, жизненным темам и построенные, в основном, на местном материале. Очередная выставка "В кругу семьи" посвящена одной из древнейших тем изобразительного искусства.

Экспозиция охватывает самые разные исторические периоды и жанры. Оказывается, семейная жизнь – это не только "быть счастливым и умереть в один день" - художники разных столетий неизменно обнаруживали в браке многочисленные подводные камни, ведущие к самым замысловатым перипетиям. Исключение составляют лишь члены Святого семейства , которое на протяжении столетий оставалось образцом идеальной семьи.

Но уже в XVII веке художников начинает привлекать частная жизнь современников, нашедшая отражение в жанровых сценах и портретах этого периода. В картинах Питера де Хоха и малых голландцев семейные сцены у домашнего очага неизменно символизируют внутреннюю душевную гармонию, присущую добропорядочным бюргерам. Особенную популярность тема семьи получила в следующем столетии, в связи с развитием сентиментализма, уделявшего большое внимание личной жизни человека и отношениям между родителями и детьми.

В 1762 году французский писатель Жан Жак Руссо опубликовал в форме романа педагогический трактат "Эмиль, или о воспитании". "Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми, более дорогими друг другу; она крепче завязывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа", - уверял писатель.

Идеи Жана Жака Руссо, Дени Дидро и других философов эпохи Просвещения нашли отражение сперва во французской, а затем и в европейской живописи того времени. Наряду с работами, посвященными семейному быту, в эту эпоху появляется целая галерея чудесных детских портретов. Впрочем, ни один из них не вошел в экспозицию выставки – то ли дирекция ГМИИ питает особое отвращение к детям, то ли кураторы решили затрагивать исключительно проблемы, связанные с взрослым миром. Тем более, что таковых нашлось немало.

В то время как французские живописцы Жан-Батист Грез, Никола Бернар Леписье, Жан Оноре Фрагонар, Маргерит Жерар, Этьен Обри и Луи-Леопольд Буальи воспевали прелести идеальной семьи, их британский современник Уильм Хогарт создал циничную серию гравюр "Модный брак": богатый купец выдает младшую дочь замуж за сына родовитого, но изрядно поиздержавшегося графа. Обе стороны считают брак выгодной сделкой и абсолютно счастливы, но чересчур свободное поведение молодой четы после свадьбы влечет за собой болезни супругов и смерть главных героев.

В XIX столетии "семейная" тема развивается по двум направлениям. Первое связано прежде всего с заказными портретами, которые рассматривались как возможность получить узнаваемые изображения супругов и их детей. В известном смысле семейный портрет выполнял ту же функцию, которую теперь несет фотография, поэтому на первом месте стояла необходимость передачи сходства, а вовсе не художественные задачи. С другой стороны, молодые художники нередко обращались к теме семьи как к некому духовному идеалу, внутреннему пространству, в котором человек мог почувствовать себя свободным и любимым: так появились шедевры Марка Шагала, Эжена карьера и Пабло Пикассо.

Выставка "В кругу семьи" отличается оригинальной концепцией и единственно, в чем можно упрекнуть кураторов – несколько хаотичная подборка материала. Подобные проекты нередко делаются в крупнейших западных музеях, однако европейские кураторы стремятся подчеркнуть чистоту замысла за счет тщательного выверенного материала, а не тащат в экспозицию первые попавшиеся произведения, хоть как-то подходящие по смыслу. Впрочем, желание пустить пыль в глаза – типичный комплекс маленького музея.

Выбор читателей