Жемчужины русской провинции

Астраханская галерея - один из самых старых музеев, возникших вскоре после революции, - обязана своим рождением не столько советской власти, сколько местному инженеру Павлу Догадину


ФОТО: museum.ru



Политические события последней четверти прошлого столетия в значительной мере уничтожили прочные связи, некогда существовавшие между различными культурными институтами нашей страны. Новое экономическое сообщество редко тратилось на родную культуру, поэтому еще лет десять тому назад получить целую выставку из-за рубежа было значительно проще, чем, например, привезти в Москву пару картин с Дальнего Востока. К счастью, на заре нового тысячелетия эта плачевная ситуация несколько изменилась и столичная публика заново открывает для себя шедевры провинциальных музеев. Тот факт, что жемчужины региональных коллекций нередко были вывезены из Москвы и Петербурга в 1920 - 1930-е гг., лишь подогревает интерес профессионалов. Ведущую позицию в процессе популяризации российских собраний занимает, конечно, Третьяковская галерея, которая вот уже несколько лет уверенной рукой курирует мега-проект "Золотая карта России". Однако небольшие картинные галереи, по каким-либо причинам ускользнувшие из-под недремлющего ока третьяковцев, все же могут найти достойную выставочную площадку в Москве. Так и вышло, что Астраханская картинная галерея представляет свои сокровища в залах Музея личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Астраханская галерея - один из самых старых музеев, возникших вскоре после Октябрьской революции - обязана своим рождением не столько советской власти, сколько местному инженеру Павлу Михайловичу Догадину. Выходец из купеческой семьи он, подобно многим знаменитым представителям этого сословия своей эпохи, незадолго до Первой мировой войны увлекся коллекционированием произведений искусства.

Астраханский любитель не только состоял в переписке со своими столичными единомышленниками, но и закупал произведения непосредственно с крупнейших выставок, открывавшихся в Москве и Петербурге. Так, в его коллекции оказались произведения лучших русских художников рубежа XIX - XX вв.: В.Д. Поленова, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, Ф.А. Васильева. В 1918 г., как только в этих краях сформировался первый в Нижнем Поволжье художественный музей, Догадин передал родному городу всю свою коллекцию, которая и по сей день является лучшей частью собрания русского искусства рубежа столетий Астраханской картинной галереи. Новый этап в жизни музея наступил в 1920-е гг.: победное шествие советского авангарда по стране позволило обогатить фонды произведениями В. Кандинского, М. Шагала, А. Лентулова, С. Малютина, И. Машкова, П. Кончаловского, И. Клюна, не говоря уже о менее радикальных живописцах этой эпохи. Именно этому, самому интересному в истории русской культуры ХХ в. периоду 1910 - 1920 гг. посвящена выставка, открывшаяся в Москве.

Чтобы как можно полнее отразить дух этого времени и одновременно достойно представить астраханскую коллекцию, кураторы проекта намеренно дополнили экспозицию произведений радикальных авангардистов полотнами их современников, работавших в других направлениях. Волей случая здесь оказались даже работы Сергея Герасимова, ранние символистские произведения Павла Кузнецова, импрессионистичные пейзажи Константина Коровина и полотна Бориса Кустодиева (кстати, уроженца этих мест). Но все же гвоздем программы считаются два произведения Василия Кандинского, в том числе картина "Рок. Красная стена" раннего мюнхенского периода, "Жница" Казимира Малевича, кубистический "Автопортрет" Ивана Клюна, беспредметные композиции Александра Родченко и яркая живопись Ольги Розановой.

Выбор читателей