Утешение на винзаводе

У Московской биеннале современного искусства появился дублер - биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?". Творчество художников отличается некоторым радикализмом, но все же едва ли по-настоящему шокирует публику


ФОТО:Winzavod.ru



Крупных культурных событий, несмотря на тот факт, что мода на арт-тусовки в последние годы охватывает все большие слои населения, в мире не так уж много. Более того, делать международные выставки современного искусства слишком часто, похоже, считается дурным тоном - в конце концов, у художников должно быть достаточно времени, чтобы спокойно произвести на свет очередной шедевр. Поэтому масштабные проекты обычно проходят в жанре биеннале - например, знаменитая Венецианская биеннале, недавно отметившая свой полувековой юбилей, или не менее известная кассельская "Документа".

Но старушке Европе, как обычно, далеко до российских масштабов - в то время как на весь Евросоюз приходится всего несколько культурных мегамероприятий, только в Москве проходит как минимум три биеннале. Ольга Свиблова удобно трансформировала модный выставочный формат - Биеннале фотографии и фестиваль "Мода и стиль", формально сменяющие друг друга, на самом деле напоминают сиамских близнецов. Теперь нашелся достойный дублер и у Московской международной биеннале современного искусства - биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?".

Один из основных проектов - выставка "Яблоки падают одновременно в разных садах", расположился в подвалах Центра современного искусства "Винзавод". Как и все молодое, зрелое или незрелое, творчество художников нового поколения отличается некоторым радикализмом, но все же едва ли по-настоящему шокирует публику: яблочки-то, как водится, упали недалеко от яблони, а плодовые деревья у нас известны наперечет. Так и вышло, что молодых дарований изыскивали из собственных студентов, знакомцев и просто претендентов "с улицы" уже признанные примы местной арт-сцены: Юрий Альберт, Анатолий Осмоловский, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Александр Калима, Сергей Братков и так далее. А Александр Меламид и вовсе не пожелал уступать дорогу юным конкурентам, представив в экспозиции реинкарнацию своего собственного радиопроекта начала 1990-х, хотя уже в те годы он был далеко не мальчик.

В то же время экспозиция, что называется, дышит свежестью, возвещая приход нового племени, "младого, незнакомого", но уже морально готового жить по суровым законам жизни больших дядь и теть.

Противники молодого радикального искусства смогут найти достойное утешение на "Винзаводе", в стенах галереи "Проун". Правда, на этот раз кураторы галереи, традиционно делающие ставку на русскую графику предвоенного периода, явно решили несколько встряхнуть своих постоянных посетителей. Экспозиция эротических рисунков и фотографий 1850 - 1870-х годов "Интим не предлагать!" составлена из частных французских собраний. Небольшие по формату, но весело раскрашенные отпечатки, как и все фотоискусство этого периода, еще тяготеют к живописным принципам - томные девы принимают позы нимф, наяд, граций и одалисок, столь нежно любимых художниками-академиками всех эпох. Правда, изящная композиция и изысканные аксессуары как-то не вяжутся с отдельными физиологическими подробностями, обычно опускаемыми живописцами и рисовальщиками, но бесстрастно зафиксированными объективом. Зато лишний раз подтверждается известный факт, что в эпоху кринолинов и корсетов упитанный животик, висящая грудь и обширный целлюлит явно не относились к числу женских недостатков.

Но главным достоинством выставки, как ни парадоксально, являются вовсе не снимки, а графика. Первоначально кураторы "Проуна" решили просто дополнить и малость разнообразить экспозицию фотографий эротическими рисунками Жюля Паскина. Однако в результате эта часть проекта оказалась значительно более сильной, оригинальной и привлекательной.

Один из самых загадочных представителей Парижской школы начала ХХ столетия, покончивший с собой накануне персональной выставки в ведущей галерее Жоржа Пти, Паскин, по единодушному мнению биографов, чуть ли не с пеленок оказался постоянным посетителем домов терпимости. Впоследствии много путешествовавший художник, похоже, отметился в борделях всего мира, при этом ухитряясь не расставаться с карандашом и бумагой. Невзирая на очевидную фривольность большинства представленных в экспозиции композиций, наброски Жюля Паскина далеки от пошлой вульгарности - и в этом их явное преимущество перед фотоснимками.

Выбор читателей