В Афганистане вспомнили о главном душмане

США начинают терять контроль над афганским президентом. Представители Карзая начали переговоры с доверенными лицами бывшего премьер-министра Афганистана Гульбеддина Хекматьяра




На фоне все более пессимистических прогнозов относительно развития ситуации в Афганистане США начинают терять контроль над своим ставленником в этой стране - президентом Хамидом Карзаем. Долгое время оставаясь лишь исполнителем воли Вашингтона и не сумев создать эффективной системы управления, Карзай явно опасается отстранения от власти по инициативе Запада. Для сохранения президентских полномочий афганский лидер начал поиск союзников среди оппозиции. В конце прошлой недели он предложил переговоры главе талибов* мулле Омару, однако сразу получил отказ. И вот британское издание The Independent сообщило о начале переговоров представителей Карзая с доверенными лицами бывшего премьер-министра страны и командующего одной из наиболее мощных группировок, в свое время противостоявших советской армии, - Гульбеддином Хекматьяром.

После свержения режима Наджибуллы, произошедшего вскоре после ухода советских войск, у власти в Афганистане оказался Северный альянс, возглавляемый Хекматьяром и Раббани. В то время новое афганское правительство устраивало и Вашингтон, и Москву, так как в целом добилось стабильности в стране и не представляло ни для кого угрозы. Правление Северного альянса было прервано в результате военного переворота, осуществленного талибами. Хекматьяр был вынужден покинуть Афганистан и на время переехал в Иран. Однако позже начал переговоры с талибами, чем вызвал недовольство Тегерана, конфликтующего с этим движением. Хекматьяр не принимал активного участия во внутриполитических делах Афганистана, но тем не менее командовал внушительным по численности отрядом в горном районе Суроби, недалеко от Кабула.

Иностранное вторжение в Афганистан Хекматьяр воспринял крайне отрицательно, несмотря на то что в годы войны с СССР был союзником США и получал от Запада серьезную финансовую и военную помощь. Американские и европейские издания цитируют высказывания Хекматьяра, в которых он предрекает крах усилий НАТО в Афганистане. Однако воинственная риторика – не главная причина его размолвки с Западом. Группировка Хекматьяра совершает вылазки против подразделений союзников, в США и Европе его уже долгое время называют террористом. Последнее крупное нападение на оккупационные силы в Афганистане, в результате которого погибли десять французских военнослужащих, произошло именно в районе Суроби, находящемся под контролем Хекматьяра.

В этих обстоятельствах трудно предположить, что Вашингтон одобрительно отнесется к попыткам Карзая наладить отношения с Хекматьяром. И здесь возникает вопрос о том, способен ли афганский лидер пойти против воли своих иностранных союзников. С одной стороны, своим нахождением у власти он полностью обязан американцам, с другой - зависимость Карзая от Запада взаимна, так как менять ставленника в столь нестабильной ситуации США и Европе может показаться слишком рискованным. Конечно, Вашингтон остается ключевым спонсором нынешней афганской власти, но не стоит считать, что это единственный источник доходов для правящего режима. Многие члены афганского правительства имеют прямое отношение к производству и к экспорту наркотиков, а присутствие оккупационных сил является главным препятствием для их свободного распространения.

Другое дело, что имеющихся в распоряжении Карзая сил для защиты власти явно недостаточно, и альтернативой Вашингтону могла бы стать некая внутриафганская сила. Например, Хекматьяр, союз с которым, помимо прочего, привел бы к снижению сегодняшней зависимости Кабула от Запада. При этом Карзай смог бы делегировать Хекматьяру силовые функции, имея в виду его боевой опыт и наличие собственных вооруженных отрядов.

Сам Хекматьяр давно лишился прежних привилегий и после поражения от талибов стал фактически простым полевым командиром. Его политические и военные возможности явно уступают и потенциалу все более усиливающегося "Талибана*", и силам Карзая, власть которого зиждется на штыках натовской группировки. В этой ситуации он изолирован от власти, но не вызывает сомнения, что Хекматьяр обладает большими политическими амбициями. Он гораздо более прагматичен и приемлем для международного сообщества, чем талибы. И значительно более авторитетен среди афганцев, чем Карзай. Разумеется, Хекматьяр осознает эти свои преимущества.

Однако Вашингтон мог бы использовать и другой подход к решению афганской проблемы. Сегодня многие признают, что продолжение военной операции нежелательно, так как вероятность военной победы над "Талибаном" невысока. Несколько дней назад в мировых СМИ большой резонанс получили высказанные послом Великобритании в Афганистане Шерардом Коупером пожелания об установлении в этой стране "приемлемой диктатуры" на ближайшие несколько лет. И Хекматьяр мог бы стать неплохим кандидатом на эту роль.

Интрига налицо. Вопрос лишь в том, как далеко смогут зайти те, кто в ней участвует. Ведь Афганистан – тот регион, где сила всегда побеждает хитрость. А на чей стороне сегодня сила – вопрос открытый.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей