Веселящий газ, похабная сказка и сбежавшая мечта

В первый день конкурсной программы "Кинотавра" зрители увидели "Кислород" Вырыпаева, "Европу-Азию" Дыховичного, "Сказку про темноту" Хомерики и "Миннесоту" Прошкина




Первым фильмом конкурсной программы "Кинотавра" стал "Кислород" Ивана Вырыпаева. Картина явила собой волшебный сплав великолепных актерских работ (главные роли в фильме исполнили уроженец Иркутска Алексей Филимонов и неотразимая польская красавица Каролина Грушка), необычного киноязыка и сногсшибательного режиссерского драйва. Единственным препятствием "Кислорода" на пути к самым престижным международным киносмотрам стала проблема дубляжа: дело в том, что в фильме очень много текста, который читается как рэп (по сюжету герои - юноша и девушка - обсуждают десять библейских заповедей, каждой из которых посвящена отдельная композиция). С таким количеством субтитров не под силам совладать даже подготовленному зрителю, а дублировать фильм, согласно фестивальным правилам, запрещено.

"Мы предлагали сделать для нас исключение, но все отказались, сославшись на строгий фестивальный формат. Хотя я лично считаю, что если режиссер согласен сделать дубляж, почему бы нет", - прокомментировал это обстоятельство Иван Вырыпаев. Тем не менее уже в начале июля "Кислород" отправится в Карловы Вары, а затем в Польшу. "Для меня эти показы станут болезненными, так как я понимаю, что из-за субтитров фильм может не дойти до зрителя", - признался режиссер.

Что касается зрителей, то "Кислород", как и подобает заметному явлению, разделил их на два лагеря: тех, кто пришел от фильма в восторг и тех, кто его не принял. Главным камнем преткновения стал вопрос о христианских ценностях - проповедует их Вырыпаев или ниспровергает? "Ни то, и не другое", - сказал режиссер. – Мы просто пытаемся их осмысливать".

Поговорить о вечных ценностях попытался и Иван Дыховичный в своем фильме "Европа-Азия", снятом по одноименной пьесе братьев Пресняковых. Получилось, правда, не слишком убедительно: ирония и всепоглощающий абсурд, легшие в основу данного произведения, волшебным образом испарились из экранизации Дыховичного, несмотря на то, что сценарий к картине Пресняковы писали сами. Не спасли ситуации ни Татьяна Лазарева, дебютировавшая в "Европе-Азии" в качестве драматической актрисы, ни огромное количество выпитой в кадре водки, ни музыка Сергея Шнурова, выступившего в "Европе-Азии" также в качестве актера, ни даже Ксюша Собчак, призванная продемонстрировать свою хроническую непотопляемость.

Тем не менее сам режиссер своим творением остался чрезвычайно доволен. "Мы снимали 30 дней по 16 часов, очень старались, мне кажется, у нас очень достойно получилось, по крайней мере, смешно и обличительно, - признался он. - Хочется верить, что зрители нас поймут".

На понимание зрителей надеялся и Николай Хомерики со своей овеянной каннским флером "Сказкой про темноту". Хотя история о милиционерше Геле (ее играет Алиса Хазанова), погибающей от одиночества среди совсем уж невзрачных мужиков, казалась не слишком убедительной и перенасыщенной нецензурной лексикой. Сам Хомерики обилие мата в картине объяснил стремлением к особой достоверности. "Мы пробовали и так, и эдак - с матом и без. И решили: зачем сглаживать, пусть будет как в жизни", - признался режиссер.

Однако старательная погоня за правдой жизни обернулась ощущением полного отрыва от жизненных реалий. Как-то с трудом верится, что красавица-милиционерша, носящая свою форму так, как будто это наряд от "Шанель", даже в глубокой женской неудовлетворенности польстится на милиционера Димыча, через слово употребляющего "п...ц" и "на х...", которые даже в его устах звучат неестественно. А когда интеллигентный продюсер картины Роман Борисевич, отвечая на вопрос о том, каким числом копий "Сказка про темноту" пойдет в прокат, признался, что в жизни ни режиссер Николай Хомерики, ни сценарист картины Александр Родионов матом практически не ругаются, все окончательно встало на свои места. В таком случае непонятно, зачем вечную историю человеческого одиночества нужно было облекать в столь странный антураж.

Четвертым фильмом, который посмотрели участники "Кинотавра", стал снятый Андреем Прошкиным фильм "Миннесота" (сценарий Александра Миндадзе). Это история о двух братьях, погнавшихся за великой американской мечтой и столкнувшихся с жестокими российскими реалиями. Сегодня вечером зрители "Кинотавра" увидят еще две работы - картину Хлебникова "Сумасшедшая помощь" и фильм "Я" Игоря Волошина, чья "Нирвана" в прошлом году была удостоена приза за лучший дебют.

Выбор читателей