Посмертная маска Высоцкого может уплыть за кордон

Творение скульптора и художника Юрия Васильева практически бесплатно уступили частному музею. Существуют опасения, что посмертная маска великого артиста вскоре окажется в частной коллекции либо всплывет на аукционе


Владимир Высоцкий во время выступления в 1979 году. Фотохроника ТАСС



Посмертная маска Владимира Высоцкого поменяла хозяев. Творение скульптора и художника Юрия Васильева практически бесплатно уступили частному музею, находящемуся в Краснодаре. Такое заявление в беседе с корреспондентом "Yтра" сделал известный московский ученый и меценат Николай Юдин.

Известно, что всего было сделано три оригинала маски. Отличительной особенностью масок работы Васильева было наличие на обратной стороне по мягкому материалу надписи "Вл.Высоцкий", подписи "МОН" и римских цифр порядкового номера маски: I, II, III. Первичный же слепок не был заполнен гипсом изнутри, он, с застывшими в гипсе ресничками, находился в мастерской скульптора и пропал оттуда, когда Юрий Васильев отсутствовал во время болезни.

Не обошлось и без мистики. Как вспоминал режиссер Юрий Любимов, маску было очень сложно снять с лица: "Юра, делавший ее, даже побелел, говорит: "Он не отдает маску". Видимо, что-то произошло с лицом и маску нельзя было снять с покойного. Мы посидели немного в полном оцепенении. Я говорю: "Юра, надо попробовать еще раз". "Вы со мной пойдете?" – спрашивает он. Отвечаю: "Не пойду, не могу". Юра пошел сам, попросил Володю отдать маску, и тот уже не сопротивлялся".

Эксперты, опрошенные "Yтром", опасаются, что отданная практически бесплатно маска, которую можно смело отнести к национальному достоянию, вскоре окажется в частной коллекции, будучи проданной за большие деньги, либо всплывет на каком-нибудь аукционе.

С утратой посмертной маски Владимира Высоцкого историю театрального архива бывшего директора Театра на Таганке Николая Дубака можно считать фактически оборванной. Известно, что архив включал в себя огромное число документов – от объяснительных записок великого актера до его зарплатных ведомостей.

Озадаченный подобным отношением к бесценным документам Николай Юдин заявил, что неоднократно разговаривал о выкупе архива целиком. В качестве базы для хранения он предлагал Театральный музей имени Бахрушина или любой другой государственный московский профильный музей. Однако сделки по необъяснимым причинам не состоялись, несмотря на предлагавшиеся, по словам Юдина, "многие сотни тысяч долларов", и сейчас многие документы либо раздарены, либо разошлись "на сувениры".

"К сожалению, в настоящий момент архив утрачен безвозвратно, а в разговоры о его продаже Николай Лукьянович Дубак больше не вступает", – констатировал Николай Юдин.

Выбор читателей