ЕС берет Украину под крыло

Европа впервые поддержала Киев не обещаниями, а реальными решениями. Правда, с целым рядом важных оговорок. Брюссель готов в одностороннем порядке отменить большинство экспортных пошлин, но так, чтобы не пострадали его производители


Фото: AP



Комитет Европарламента по международной торговле в четверг проголосовал за отмену экспортных пошлин для Украины. По сути, стране в одностороннем порядке предоставляются те условия доступа на рынок ЕС, которые предусмотрены экономической частью соглашения об ассоциации. Ее официальное подписание пока отложено, тогда как политическая часть документа должна быть подписана уже сегодня. Соглашение было разделено на две части в марте, после смены власти на Украине.

Пожалуй, можно говорить о том, что Европа впервые поддержала Киев не обещаниями, а реальными решениями. Еврочиновники предлагают отменить действие 98% таможенных пошлин. По их расчетам, это поможет стимулировать рост украинской экономики, сохранив ее производителям и экспортерам до €487 млн в год.

Правда, это предложение еще должно получить одобрение Европарламента, первое пленарное заседание которого состоится в апреле. Если учесть, что верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон ранее заявляла, что Евросоюз уже через несколько недель начнет применять торговые льготы для Украины, можно предположить, что необходимое одобрение будет дано. Но в силу льготы вступят не раньше мая. Кроме того, речь идет лишь о временном обнулении пошлин – примерно на полгода: преференции будут действовать, по крайней мере, до 1 ноября текущего года, говорится в официальном сообщении комитета Европарламента. И, наконец, есть целый ряд важных оговорок.

Власти Украины должны будут гарантировать, что с ее территории на европейский рынок не попадут продукты из третьих стран, замаскированные под украинские. Зеркального ответного шага от Киева никто не ждет, но требуют, чтобы во время действия торговых преференций собственные тарифы страны на экспорт из ЕС как минимум не поднимались. А главное – Евросоюз оставляет за собой право вернуть пошлины на украинские товары, если они наводнят европейский рынок и это вызовет проблемы у местных производителей. Не исключено также установление квот по беспошлинному ввозу на ряд продуктов сельского хозяйства.

Таким образом, Брюссель четко дает понять, до каких пределов он готов оказывать "новому правительству Украины сильную и непосредственную помощь в борьбе с внешним давлением и в преодолении экономических и финансовых трудностей". Ровно до тех, пока такая помощь не противоречит собственным экономическим интересам. Впрочем, еще вопрос, смогли бы в принципе украинские производители оккупировать европейский рынок с учетом достаточно жестких стандартов качества в ЕС: состояние экономики страны вызывает серьезные сомнения в способности ее представителей на равных сражаться с западными конкурентами. Совершенно очевидно, что, добиваясь подписания соглашения об ассоциации, Европа стремится расширить за счет Украины собственные рынки сбыта, а не наоборот.

И все-таки односторонние льготы дают Украине шанс хотя бы попытаться увеличить свое торговое присутствие в странах Евросоюза, что весьма актуально в условиях угрозы потери нынешнего основного рынка сбыта – российского. Эксперты противоречиво оценивают последствия выхода Украины из СНГ. Одни отмечают, что Содружество было декорацией для цивилизованного развода бывших республик СССР и, выполнив эту функцию, превратилось в чистую формальность. К тому же Украина, будучи одним из создателей СНГ, официально его членом не являлась, поскольку так и не ратифицировала Устав организации. И поэтому каких-либо серьезных потерь она не понесет.

Другие напоминают про зону свободной торговли, которую Украине придется покинуть вместе с выходом из Содружества. А это означает потерю торговых льгот, которые она имеет сейчас в отношениях с другими странами СНГ, в первую очередь, с Россией. Между тем, в Россию поставляются не только украинские продукты питания в огромном количестве, но и продукция тяжелых отраслей промышленности – трубы, локомотивы, авиационные двигатели. В Европе все это вряд ли будет востребовано.

Выбор читателей