Китайцы жаждут подкормиться в России

В КНР приглядывают новые аграрные активы в России для инвестирования. Правда, после того как китайцы становятся их совладельцами, оптимизма у аборигенов значительно убавляется. Как говорится, мягко стелют, да жестко спать

Отечественные сельхозпредприятия могут быть частично проданы китайским инвесторам: как заявил торгпред РФ в Китае Алексей Груздев, представители КНР всерьез раздумывают о покупке долей в наших компаниях агропромышленного комплекса. При этом, поспешил заверить торгпред, азиатские бизнесмены "ориентируются на модель миноритарного акционера, то есть покупают долю от 10% до 20% в перспективных проектах, не претендуя на управление компанией".

Фото: Jiangxi/ Xinhua/ Global Look

Меж тем инвесторы из КНР успели проявить себя как более чем требовательные и неуступчивые партнеры для российского бизнеса. Отечественные производители зерна, которые согласились торговать с Китаем на нередко откровенно невыгодных для себя условиях, уже ощутили это сполна. Поэтому уверения Груздева, будто азиатские миноритарии не попытаются так или иначе поучаствовать в управлении приобретаемыми предприятиями, выглядят наивными и оставляют много вопросов касательно последствий такой сделки для российской экономики.

Для чего азиатам доля в нашем АПК - понятно. Несмотря на то что теоретически Поднебесная вполне способна обеспечивать свое население продуктами питания, стратегически она всегда предпочитала импортировать продовольствие, которое проще и дешевле производить за рубежом. И в последние два года китайцы активно осваивали российское "зарубежье". При этом речь шла не только о традиционном Дальнем Востоке, но и о южных регионах, например о Краснодарском крае, где на различных агропредприятиях сегодня трудятся уже тысячи граждан КНР.

Что касается покупки долей в компаниях АПК, здесь тоже все предельно прозрачно, никакой тайны из своих экономических интересов китайская сторона не делает. В планах последней китайской "пятилетки" прямо указано, что КНР намерена приобретать акции лидирующих иностранных предприятий, поставляющих продовольствие на рынки Поднебесной. Некоторые компании из США, Европы и стран Ближнего Востока уже перешли, частично или целиком, в китайскую собственность. Теперь очередь российского АПК.

По официальным данным, на селе в РФ проживают около 40 миллионов человек. На их плечах лежит обеспечение продовольственной безопасности страны. После введения запрета на поставки продовольствия из ряда стран Запада государство повернулось лицом к аграриям, став уделять больше внимания нуждам и проблемам села. Правительство наращивает инвестиции в АПК, растут субсидии сельхозпроизводителям, количество отечественной продукции в магазинах понемногу, но увеличивается.

На этом фоне несколько удивительным кажется желание продать долю в прибыльных сельскохозяйственных предприятиях (а неприбыльные никто и не купит), в которые вдобавок вложено немало казенных средств, иностранным инвесторам, пусть даже и из КНР, с которой мы не так давно взяли курс на сближение и "дружбу навек". Да, бизнесмены из Поднебесной в силу специфического китайского менталитета обещают инвестировать много и часто. Но, как показал недавний опыт, эти обещания не всегда реализуются, наталкиваясь в том числе и на особенности ведения бизнеса в РФ, которые для азиатов оказываются непонятными и неприемлемыми. Вспомнить хотя бы историю с прокладкой газопровода "Сила Сибири", которую китайские инвесторы поначалу собирались вести полностью за свой счет, но потом отказались взваливать на себя такую ношу и предложили разделить расходы с "Газпромом", или, иными словами, с российской казной.

Подобный подход справедлив почти для всех секторов экономики, и АПК не исключение. Получив даже миноритарные пакеты по 10-20%, китайцы неизбежно попытаются оказать влияние на работу российских сельхозпредприятий, которые, к слову, прекрасно работают и развиваются и без участия иностранных инвестиций.

Нет ничего плохого в том, чтобы привлекать деньги из-за рубежа, как и в том, чтобы обзаводиться новыми надежными экономическими партнерами. Но и в том и в другом случае мы должны всегда в первую очередь соблюдать собственные интересы и не допускать ни малейшей угрозы самостоятельности и суверенности национальной экономики или отдельных ее секторов, особенно в отношении продовольственной безопасности.

Далее читайте на "Русской планете".

Выбор читателей