К росту экономики ведет долгая дорога

Владимир Путин попросил уйти от идеологических предпочтений и руководствоваться прагматическими подходами. Жаркие дебаты, разгоревшиеся в преддверии Экономического совета, оказались интереснее самого мероприятия

Жаркой битвы, которую ожидали на сегодняшнем заседании Экономического совета при президенте, не случилось. Все эмоции перегорели еще во время обсуждения повестки совета в публичном пространстве - сторонники разных концепций либо уже дали интервью СМИ, либо же газеты "ознакомились" с основными предложениями.

Владимир Путин открыл заседание президиума Экономического совета. Фото: ТАСС

Телеканалы показали картинку: Путин в окружении министров, экономистов и представителей делового сообщества зачитывает вступительное слово. "Давайте начнем нашу работу", - сказал президент, и на этом открытая часть заседания закончилась.

Наверняка мы еще не раз услышим реплики его участников. Вероятно, деловые СМИ опубликуют утечки. Но даже судя по приветственным словам Владимира Путина понятно - решительных действий ждать не стоит. Президент сообщил, что будет целая серия дискуссий. А встречаться будут столько, сколько понадобится. Может быть, год?

Заявления президента были предсказуемы. Еще накануне совета в Кремле пояснили, что никаких решений не ожидается. А будет лишь, по выражению пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, "мозговой штурм", эксперты выскажут точки зрения, а Владимир Путин их внимательно выслушает.

Экономическое сообщество пришло к этому совету с тремя концепциями: двумя полярными и одной компромиссной. Первая - так называемая "кудринская". Бывший министр финансов хоть и не вернулся к управлению экономикой, но был назначен руководителем центра стратегических разработок и участвовал в совещании. Если кратко, то Алексей Леонидович считает, что спешить с взрывным экономическим ростом не надо. Сначала нужно победить инфляцию и провести структурные реформы.

Этой концепции противостоят участники Столыпинского клуба, которые, кстати, выложили свою программу в открытый доступ. В этом лагере выступают за бюджетное стимулирование. Нужно влить деньги в реальный сектор, что разгонит отечественную экономику. Сделать это должно государство за счет средств ФНБ и денежной эмиссии Центробанка.

Отдельного упоминания заслуживает заявление "столыпинца" и зампреда ВЭБа Андрея Клепача. Тот, видимо, блюдя корпоративные интересы, в интервью "Ведомостям" заявил, что если бы ЦБ выдал ВЭБу 200-300 млрд руб., то это могло бы переломить ситуацию с инвестициями. Звучит сильно из уст представителя организации, которая сумела превратиться из "банка развития" в банк плохих долгов. Но долги эти - результат не только политики, проводимой руководством института развития, но и "мастерской рулежки" правительства.

Наконец, есть предложения Министерства экономического развития, которое, собственно, и ответственно за то, ради чего все и собрались в Кремле. Быстрый рост невозможен, думают в Минэкономразвития. Но если будут инвестиции, то показатели вырастут. А инвестиции должны быть как частные, так и государственные. И расходы на оплату труда, судя по всему, придется сократить, чтобы вкладывать эти средства в развитие.

Остальное - в основном эмоции, рожденные в жарких экономических спорах. Попробую их воспроизвести в своей вольной трактовке.

- Бюджетное стимулирование, говорите? Да у нас только попробуй дать кому-то денег, так сразу все разворуют! Олимпиаду помните? А Восточный? - негодуют либералы.

Да, часть обязательно разворуют, соглашаются оппоненты. И что теперь, ничего не делать, никуда не вкладывать? Может, все-таки попробуем?

Ну как это ничего не делать! Делать! Структурные реформы: судов, правоохранителей! Без этого у нас так и будет испорченный инвестклимат, и никто вкладывать в экономику не станет.

Да сколько можно уже говорить об этих структурных реформах! 10 лет говорим, а воз и ныне там. Дайте денег бизнесу, он сам разберется!

Ага, вы же с академиком Глазьевым (политик, доктор экономических наук, участник Столыпинского клуба Сергей Глазьев) все хотите денег напечатать! А вы в курсе, что инфляция разгонится до небес? Нет, надо, как говорит ЦБ, сначала довести ее до 4%, а тогда уже действовать!

Да не разгонится инфляция, в других странах не разгоняется!

Нет, разгонится, почитайте учебники экономики!.. И так далее и тому подобное.

Путин, как герой фильма "Гараж", которому дороги все пайщики, попытался помирить спорщиков. "Прошу уйти от идеологических предпочтений, а руководствоваться прагматическими подходами", - сказал президент.

И добавил, что монополии на истину в экономической дискуссии быть не может, а споры и обсуждения - это преимущество.

Возразить здесь нечего. И нет сомнений, что рубить с плеча в таком деле, как вектор экономического развития страны, нельзя. Другое дело, что спорят уже много лет. И не рубят - хоть с плеча, хоть иным способом - тоже много лет.

Кстати, не слишком заметным оказалось недавнее заявление Алексея Улюкаева. В преддверии заседания министр экономики сообщил, что страна в этом году может выйти в плюс по экономическому росту. Потому что нефть будет высокой. Давно таких прогнозов не было. Казалось, верить в нефтяные цены чиновники уже перестали. Ан нет, верят. Спорят, думают, что делать с экономикой, но по-прежнему верят в нефть.

Само заседание в информационном потоке не слишком выделялось. Провели, да провели. Предварительная заочная дискуссия была куда красочнее. Разве что запомнилась реакция в блогах на то, что в совете принял участие Дмитрий Медведев. "Посоветовал ли он всем здесь держаться, потому что денег нет?" - задавались вопросом в соцсетях. Вопрос на общем фоне, действительно, жутко интересный.

Выбор читателей