Мигрантов освободят от истории

Правозащитники уверены, что трудовые мигрантам полезнее знать о миграционном законодательстве, чем об истории становления России и её политическом режиме, Рекомендации представят президенту

Совет по правам человека при президенте подготовил рекомендации, посвященные проблемам переселения соотечественников. Но речь идет не только о них - правозащитники внесли в документ несколько пунктов, касающихся и тех, кого мы привыкли именовать трудовыми мигрантами. Они особо выделяются  среди прочих рекомендаций, в первую очередь, своей неожиданностью.

Фото: Донат Сорокин/ ТАСС 

В частности,  Совет внес предложение об отмене двух из трех обязательных экзаменов для трудовых мигрантов, которые те сдают при получении патента на работу. Речь идет о проверке знания российской истории и основ законодательства РФ. По словам секретаря президентского совета Евгения Боброва  знания, которые требуют от иностранцев, приезжающих в Россию ради заработка,  избыточны, они обычно оказываются не востребованы. Кроме того, правозащитник уверен, что сдача обязательных экзаменов лишает мигрантов комфорта пребывания в стране. В условиях существующей демографической ситуации, когда количество пенсионеров увеличивается, а работников уменьшается, Россия должна быть заинтересована в привлечении трудовых кадров, иначе экономика может перестать работать. Для того, чтобы обеспечить приток трудовых ресурсов извне, нужно снять излишние препоны. Тем более, что гарантировать высокий уровень знаний этих людей по сдаваемым предметам никто не может.

"Сейчас мигранты для получения трудового патента сдают три, зачем мигранту знать об истории или о правовых основах нашего государства, главное, чтобы он не нарушал закон", - рассказал Бобров. Вместо двух указанных, правозащитник прилагает ввести обязательный экзамен по знанию миграционного законодательства РФ. По его словам, владение этой информацией поможет приехавшим в нашу страну на заработки адаптироваться и сохранить легальный статус пребывания.

Кроме того, как отмечает Бобров, экзамены эти для мигрантов затратны, а для бюджета – бессмысленны: деньги, которые от них получает казна – мизерны.

Заметим, против этих двух экзаменов  СПЧ выступал еще в 2014 году при подготовке соответствующего законодательства. Тогда подготовленном Советом заключении говорилось: "Требование к иностранным гражданам, большинство из которых плохо владеют русским языком, знать историю и основы законодательства представляется излишним. Данные предложения сложно реализуемы и, по существу, являются попыткой выдать желаемое за действительное. Сориентироваться в основах российского законодательства (прежде всего миграционного) без юриста не способны даже многие граждане Российской Федерации".  

Правозащитники отмечали, что "мотивация трудовых мигрантов направлена на трудовую деятельность рабочих специальностей. Поэтому вынужденное изучение мигрантами истории и уровень их исторических познаний заведомо будут неприемлемо низкими даже для адаптации".  С тех пор, как видим позиция Совета не изменилась, а жизнь подтвердила ее правильность.

Впрочем, только отменой ненужных экзаменов предложения Совета не ограничиваются, в документе есть  и другие рекомендации, которые способны облегчить жизнь мигрантам. Например, предлагается выпустить для сотрудников правоохранительных органов информационные листки (тоже своего рода ликбез) с  пояснениями о правом положении мигранта. Это могло бы, по мнению правозащитников, ограничить "полицейский произвол" в отношении этого незащищенного слоя населения.

Единственными сторонниками сохранения существующего механизма оформления "легального статуса пребывания мигранта", уверен Евгений Бобров, являются лица, которым выгодно сохранять существующий "ведомственный бизнес". Вот для них  все процедуры по легализации иностранцев, приехавших в Россию на работу, включая сдачу экзаменов,  - дело прибыльное. Для изменения ситуации Совет предлагает упразднить ФГУП "Паспортно-визовый сервис".

"Монополизация этой деятельности подразделениями ФГУП "Паспортно-визовый сервис" в более чем 60 субъектах Российской Федерации с минимизацией (вместо расширения) штатной численности подразделений ФМС России и чрезвычайно слабая техническая оснащенность последних превратили указанную деятельность фактически в ведомственный бизнес", - вот так жестко говорится об этом в тексте рекомендаций СПЧ.

Впрочем, рекомендации СПЧ не несут обязательного характера. Они подготавливаются для президента, когда тот обращается к совету с поручением дать общественные предложения по решению той или иной проблемы.

Примечательно, что подготовленный СПЧ документ был адресован сразу нескольким органам государственной власти и крупным лоббистским структурам. Среди них Совет Федерации, Госдума, Генеральная Прокуратура Федеральная палат адвокатов. Для каждого ведомства был подготовлен отдельный перечень пунктов с рекомендациями касающиеся изменений действующего законодательства.

Выбор читателей