Ярлык мятежника к имаму не пристал

Давний враг Эрдогана Фетхуллах Гюлен открывает школы, борется за гуманизм и клеймит террористов. Турецкий президент не представил ни единого доказательства причастности проповедника к попытке военного переворота

Исламский проповедник Фетхуллах Гюлен, которого власти Турции обвинили в организации военного мятежа, не боится экстрадиции из США. Он готов вернуться на родину, если руководители двух стран примут такое решение. При этом Гюлен по-прежнему отрицает свою причастность к попытке государственного переворота и утверждает, что турецкие волнения на руку президенту страны Реджепу Тайипу Эрдогану. Попытка переворота позволит ему ужесточить преследования критиков его режима.

Фетхуллах Гюлен. Фото: Flickr/ Diyar se

Впервые версия о причастности Гюлена к попытке военного переворота была озвучена практически сразу же после начала событий. Ее высказал премьер-министр Турции Йылдырым Бинали. Позже об этом же заявил и Эрдоган: "Турция - не та страна, которая преклонится перед дешевыми восстаниями, и не государство, которым можно управлять из Пенсильвании" (Гюлен с 2000 г. живет в американском штате Пенсильвания). Между тем никаких внятных доказательств того, что к восстанию руку приложил Гюлен, турецкие власти так до сих пор и не представили.

Фетхуллах Гюлен родился в 1941 г. в крохотном селе на северо-востоке Турции. Его отец, курд по национальности, был имамом. В пять лет мальчика отдали в духовную школу, в десять он стал хафизом - профессиональным чтецом Корана, а в 14 произнес первую проповедь. В 1959 г., после окончания учебы, он переехал в город Эдирне, где был назначен вторым имамом местной мечети.

Отслужив 2,5 года в вооруженных силах, Гюлен в 1964-м вернулся в Эдирне и стал имамом мечети, а также начал преподавать Коран. На протяжении без малого 20 лет он работал имамом и проповедником в разных городах страны. В частности, в 1977 г. он произносил проповеди в Стамбуле.

В 1981 г., в возрасте 40 лет, Фетхуллах Гюлен вышел на пенсию по состоянию здоровья. Однако его общественная и образовательная деятельность продолжилась. Он выступал с речами в мечетях, на радио и телевидении. В них проповедник делал упор не только на религиозных вопросах, но и на решении неотложных социальных проблем. С годами он стал одним из наиболее известных и авторитетных исламских общественных деятелей в Турции и за ее пределами. В 2008-м Гюлен был назван самым влиятельным интеллектуалом мира по версии журналов Prospect и Foreign Policy. Журнал Time включал его в список "100 самых влиятельных людей мира". Он неоднократно входил в число самых влиятельных мусульман мира. А в апреле 2001 г. Союз писателей Турции наградил Гюлена за большие заслуги в сфере просвещения и культуры.

С начала 1980-х гг. Гюлен занялся созданием исламских школ для детей. Первые учебные заведения открылись в 1982-м, а к настоящему моменту сеть гюленовских школ и университетов насчитывает более тысячи заведений в 160 странах мира. Они объединены в движение "Хизмет", которым руководит сам Гюлен.

Основатель "Хизмета" имеет репутацию гуманиста и просветителя. В своих книгах и статьях он выступает против экстремизма, терроризма и насилия, говорит о важности образования и науки, призывает к межконфессиональному диалогу. Практически все время общественный деятель находится в оппозиции к действующей в Турции власти. За критические замечания в адрес государственных мужей его преследовали еще в 1980-е годы. Та же несдержанность на язык стала причиной ссоры с Реджепом Тайипом Эрдоганом в 1999 г., с которым ранее они были ближайшими соратниками.

Эта ссора вынудила Гюлена в 2000 г. покинуть Турцию и обосноваться в США. В том же году против общественника начался судебный процесс на родине (его обвинили в антиправительственном заговоре), который в 2008-м был прекращен из-за недостатка доказательств. Тем не менее на протяжении последних 15 лет Эрдоган постоянно сыплет обвинениями в адрес своего оппонента и вешает на него ответственность буквально за все происшествия и катастрофы, которые происходят в Турции.

Отношения Эрдогана и Гюлена обострились до предела в 2013 г., когда проповедник поддержал участников массовых протестов против застройки парка Гези в Стамбуле. В том же году по громкому делу о коррупции было арестовано 47 чиновников. Эрдоган, в то время занимавший пост премьер-министра, обвинил Гюлена в том, что он и его сторонники путем уличных выступлений и антикоррупционных расследований пытаются свергнуть правительство.

В 2014 г. Эрдоган обвинил Гюлена в создании террористической группировки и потребовал выдать ордер на его арест (суд Стамбула это требование удовлетворил). Он заявил о том, что проповедник создал тайную организацию "параллельная структура", которая через своих многочисленных агентов влияет на события в стране. В рамках борьбы с "гюленовским подпольем" репрессиям подверглись члены "Хизмета". Их стали арестовывать десятками по всей стране.

В своем телевыступлении после подавления военного мятежа президент страны заявил, что горстка военных, поднявших восстание, связана с "параллельной структурой". Он потребовал у властей США выдать им "зачинщика" путча, на что те ответили, что охотно сделают это, как только Анкара представит веские доказательства его вины.

Гюлен с первых часов после начала восстания заявляет о том, что осуждает попытку переворота и не имеет к ней никакого отношения. Более того, он полагает, что никакого мятежа на самом деле и не было. "Я не думаю, что мир верит в обвинения, сделанные президентом Эрдоганом. Существует вероятность того, что это был постановочный переворот, который мог быть предназначен для дальнейших обвинений в адрес гюленистов", - сказал общественник.

Эксперты-востоковеды считают версию о том, что вдохновителем мятежа был 75-летний оппозиционер-изгнанник, не имеющий четко выраженных политических амбиций, едва ли имеет под собой основания. "Хизмет" действительно располагает множеством последователей в Турции, однако, по их словам, очень сомнительно, что Гюлен имеет хоть какое-то влияние на военных, следователей, прокуроров и судей.

Выбор читателей