От краха ТТП выиграет Россия

После выхода США из соглашения наша страна получила возможность создавать зоны свободной торговли с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. В противном случае ЕАЭС ожидала бы торгово-инвестиционная изоляция

Отказ США от участия в Транстихоокеанском партнерстве откроет для России новые возможности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Такого мнения придерживаются эксперты, проанализировавшие указ Дональда Трампа о прекращении взаимодействия с организацией.

 Фото: Global Look

Внешнеторговая стратегия России и других стран Евразийского союза предполагает создание ряда зон свободной торговли с государствами АТР с регулированием инвестиционного режима. "Эта стратегия правильная и отвечает текущим вызовам. Теперь разрабатывать и заключать такие соглашения в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет легче", - заявил журналистам директор центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров.

В настоящее время уже работает ЗСТ между Россией и Вьетнамом, ведутся переговоры с Сингапуром. После того как ТТП потерпело крах интерес к сотрудничеству с ЕАЭС могут проявить Южная Корея, Индонезия, Таиланд, Чили.

По словам Винокурова, непосредственный торговый эффект для России от создания ТТП был бы нулевым. Однако в долгосрочной перспективе Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнерства привели бы к торгово-инвестиционной изоляции ЕАЭС. Для Евразийского союза это было бы сродни катастрофе.

Руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков полагает, что отказ от ТТП означает нежелание администрации Трампа активизировать глобализационные процессы. "Фактически это (создание партнерства) был бы новый шаг в потере суверенитета многими странами за счет создания глобальных рынков движения труда и капитала. И отказ от этого проекта показывает отказ от попытки глобализации и создания глобального рынка в АТР", - отметил эксперт.

После выхода США из проекта, работа над которым велась семь лет, многие несостоявшиеся партнеры Вашингтона по объединению могут отвернуться от него. Приоритетом в их внешнеторговой активности могут стать связи с Москвой и Пекином. Китай давно разрабатывает собственную версию торгового союза в АТР под названием Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство. Теперь этот проект получает второй шанс на жизнь.

В целом, решение о выходе США из ТТП будет иметь "очень серьезные последствия для всех стран региона", полагает Мосяков. Весь вопрос в том, насколько США заинтересованы в регионе и насколько они готовы выполнять обязательства перед каждым членом объединения. От будущих шагов Трампа будет зависеть перспективы присутствия Вашингтона в этой части земного шара.

Каждая из стран региона по-своему отреагирует на крах ТТП. Некоторые страны (Япония и Южная Корея) делали на этот проект большую ставку. Другие воспринимали его как гарант сохранения баланса между американским и китайским влиянием. Для третьих выход Вашингтона - позитивный знак.

Завотделом экономической теории ИМЭМО, профессор Сергей Афонцев не исключает, что ТТП еще может консолидироваться и без участия США. В то же время сделать это будет проблематично, поскольку многие страны согласились войти в объединение только в обмен на обещанные со стороны Вашингтона торговые уступки. Лишение этих привилегий сделает для ряда членов бессмысленным участие в союзе.

"Для сохранения партнерства в усеченном составе может потребоваться очередная серия переговоров между оставшимися участниками. Пока с их стороны заметны некоторая растерянность и попытки дать американцам сигнал, чтобы те одумались", - сказал Афонцев.

По мнению директора Российского центра исследований АТЭС Татьяны Флегонтовой, от крушения ТТП, нацеленного на обслуживание интересов международных корпораций, пострадает прежде всего крупный американский бизнес. Поэтому компании могут попытаться продавить выгодные им наработки ТТП через другие структуры, например, через ВТО. Речь, в частности, может идти о соглашении об электронной коммерции. 

Соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства было заключено в феврале 2016 года. Его подписали 12 стран. Союз создавался с целью снижения тарифных барьеров и гармонизации внутренних правил стран-участниц в различных областях. ТТП было приоритетным проектом для администрации Барака Обамы. Дональд Трамп еще на стадии предвыборной кампании подвергал этот союз острой критике. В понедельник, 23 января, новый президент США подписал указ о выходе страны из соглашения.

Читайте также

Выбор читателей