Дроны наступают на пятки вертолетам

В России и за рубежом все активнее испытывают пилотируемые дроны. И если раньше летающими "игрушками" интересовались лишь экстремалы, теперь на аппарат делают ставку военные и бизнесмены

Концерн "Калашников" не перестает удивлять. Казалось бы, только недавно презентовал боевого робота "Соратник" и новейший боевой модуль с применением нейросетевых технологий, как тут же последовала очередная новинка - воздушный мотоцикл или мультикоптер (или, как теперь принято называть подобные аппараты, ховербайк) . Словно из фантастических фильмов про будущее. Пилотируемый дрон уже полетал в одном из ангаров компании на глазах главы "Ростеха" Сергея Чемезова. Как заявила директор по коммуникациям "Калашникова" София Иванова, пока аппарат проходит так называемую обкатку, но в ближайшем будущем концерн покажет его практическое применение.

При этом, уже сейчас известно, что дрон можно будет использовать, как средство передвижения. А также для транспортировки негабаритных грузов на крупных промышленных предприятиях.

Второй вариант применения видится вполне реальным: на заводе можно выбрать маршрут и, при соблюдении правил техники безопасности, спокойно перевозить грузы по воздуху. А вот чтобы полететь на воздушном мотоцикле, например, на работу, придется пройти непростой путь: получить разрешение от властей, сдать экзамен по пилотированию. Пока для регулирования подобных полетов нет никакого административного регламента. Хотя в полях и на аэродромах подняться на дроне в небо можно хоть сейчас. Похожая ситуация сложилась и за рубежом.

И, если уж мы вспомнили о "загранице", то заметим, что воздушный мотоцикл "Калашникова" очень напоминает изделие британской фирмы "Ховербайк", который прошел тест в военной лаборатории вооруженных сил США. Его уже предлагают использовать для транспортировки грузов между армейскими соединениями или кораблями на море. Аппарат может летать как с хозяином, так и без, то есть фактически работать как беспилотник.

В начале года "Ховербайком" заинтересовался директор управления стратегических возможностей при Минобороны США Уильям Роупер. Поэтому, наверно, не случайно, что в России похожей разработкой вдруг занялся оружейный концерн. 

Впрочем, сугубо гражданский производитель у нас тоже есть. Воздушные мотоциклы производит российская компания с похожим названием Hoversurf (проект спонсирует Внешэкономбанк). Ее ховербайк  Scorpion-3 полетал 2 сентября на трассе Moscow Raceway под Волоколамском. Пока компания рекламирует свой товар как снаряд для экстремалов. Однако в будущем планирует наладить массовое производство. Как считает председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков, подобный летающий мотоцикл, например, способен составить конкуренцию вертолетам, которые доставляют грузы на Крайний Север.

Дальше Hoversurf строит еще более смелые планы. Компания подготовила проект дрон-такси. Летательный аппарат сможет разгоняться до скорости 300 км/час при радиусе действия в 400 километров. Маршрут будет автоматически загружаться в компьютер, и машина сама доставит клиента в нужную точку. При этом останется возможность перехода в ручной режим, если вдруг возникнет какой-то сбой. Обкатать "воздушное такси" Hoversurf планирует уже в будущем году. Аппарат вполне может заменить личные вертолеты, так как для такси-дрона не нужна специальная площадка - он может сесть на обыкновенное парковочное место. Есть у дрона еще одно серьезное преимущество - цена. Он значительно дешевле вертолета.

За ховербайками однозначно будущее. Пока это слишком опасное занятие, но и самолет когда-то считался полным безумием. Скорее всего, как это обычно бывает, сначала аппарат освоят самые отчаянные, а затем ховербайки начнет приобретать МЧС, Минобороны, а затем и состоятельные граждане. Стоить "игрушка" будет примерно 70-90 тысяч долларов, но затем станет дешевле. А вот использование дрона в городской среде может быть еще запрещено на долгие годы. 


Выбор читателей