Минтранспорта ищет инвесторов

В развитие инфраструктуры российского транспорта в минувшем году было инвестировано 90 млрд рублей. Но в связи с отменой дорожного налога, придется искать новые источники финансовых поступлений

На расширенном заседании коллегии Министерства транспорта России обсуждались итоги работы транспортного комплекса за 2001 г. и задачи на 2002 год.

В 2001 г. общий объем инвестиций в транспортном комплексе (без учета инвестиций в дорожное хозяйство) увеличился по сравнению с 2000 г. на 25%. Прирост инвестиций на транспорте значительно превышает данный показатель по экономике страны в целом (8,7%). Доля транспортных предприятий, закончивших 2001 г. с прибылью, составила 57,8%, что значительно выше уровня 2000 г. – 49,1%.

Подводя итоги 2001 г., глава Минтранспорта Сергей Франк рассказал, что в развитие инфраструктуры транспорта в прошедшем году было инвестировано в общей сложности 90 млрд рублей. Он отметил, что в дорожном комплексе было построено и реконструировано более 1200 км автомобильных дорог общего пользования и почти 14 км мостов и путепроводов.

Однако присутствовавший на заседании вице-премьер правительства Виктор Христенко поставил перед руководителями Министерства задачу найти к 1 мая новые источники финансовых поступлений. Обусловлено это тем, что с 1 января 2003 г. отменяется налог на пользователей дорог, в результате чего поступления в эту сферу очень сильно сократятся. Вице-премьер считает, что это необходимо, прежде всего, для реализации программы модернизации транспорта и сети автомобильных дорог до 2010 года. Он уверен, что без тесного взаимодействия федерального центра и региональных властей программу будет очень трудно выполнить. А посему вице-премьер рекомендовал всем транспортным структурам решать вопросы финансирования уже сегодня, не откладывая их на 1 января 2003 года.

Глава Минтраспорта в свою очередь сообщил, что в ближайшие 3 года может быть продано до 30% пакетов акций государства в транспортных компаниях. По его словам, государственное участие в транспортных предприятиях должно состоять в обеспечении функционирования и развития транспортной инфраструктуры, систем навигации, поиска и спасения. Эту задачу должны решать 650 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), остальные 600 предприятий, которые работают в конкурентном секторе, должны быть в среднесрочной перспективе акционированы, переданы в муниципальную собственность или ликвидированы. Контроль государства, считает министр, необходим только в стратегически важных предприятиях. "Что же касается рядовых компаний, в которых государство имеет пакет акций менее блокирующего, надо освободить место частной инициативе", – отметил он.

Франк минувший год считает переломным и в политике модернизации систем управления воздушным движением. Основная часть закупленного на $42 млн оборудования для этих систем изготовлено на российских предприятиях. В аэропортах многих городов реконструированы взлетно-посадочные полосы. Министр особо отметил, что впервые за много лет в России введена в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса, которая построена в аэропорту города Кемерово.

Отдельно министр остановился на оснащенности портовой индустрии. Он сообщил, что введены в действие первая очередь нефтеналивного терминала в порту Приморск, комплекс по перевалке удобрений в порту Санкт-Петербурга, а также первая очередь угольного терминала в порту Усть-Луга. Кроме этого, в порту Новороссийск начал работу нефтяной терминал мощностью 20 млн тонн нефти в год.

Среди приоритетов развития транспортной инфраструктуры министр назвал создание международных и внутренних транспортных коридоров, развитие автомобильных дорог, опережающее развитие контейнерных перевозок и привлечение негосударственных инвесторов к развитию транспортной инфраструктуры. При этом Франк заявил о необходимости безусловного сохранения государственного контроля над стратегической инфраструктурой.

Выбор читателей