Есть идея – и нет IKEA!

Обеспечить развитие российской мебельной промышленности Минпромнауки собирается просто, - подняв пошлины на импорт. Однако ведущие мебельщики предупреждают: такая политика добром не закончится

На следующей неделе правительство обсудит предварительно одобренную в Минпромнауки программу развития лесной промышленности. В ходе обсуждения представители министерства объяснят кабинету министров, как будет проходит процесс реализации программы.

Вкратце представим основные положения самой программы. Проект развития отрасли предполагает, что производство лесобумажной продукции в 2005 году увеличится в 1,6 раза по сравнению с 2000 годом, в 2010 году – в 2,7 раза и в 2015 году – в 4 раза за счет ввода новых мощностей и увеличения выпуска высококачественной конкурентноспособной продукции. Кроме того, в министерстве намерены проводит комплекс работ по повышению инвестиционной привлекательности отрасли. В результате ожидается усовершенствование структуры производства и экспорта продукции лесопромышленного комплекса.

Главная задача, стоящая перед чиновниками, - добиться радикального сокращения экспорта необработанной древесины и развитие деревообработки. Неделю назад правительство уже обсуждало ситуацию в леспроме и поручило Минпромнауки разработать перечень мер по развитию отрасли. По некоторым сведениям, министерство нашло самый простой путь к решению поставленной задачи, предложив повысить пошлины на импортную мебель. Такой вариант объясняется переполнением российских торговых площадок привозной продукцией - на данный момент она занимает 44% всего нашего рынка. Между тем, объемы производства отечественной мебели за последний год снизились на 1,8%.

Собственно, лоббирует это предложение, как выяснилось, Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности. В Минпромнауки не комментируют ситуацию, однако руководитель департамента тарифного урегулирования Минэкономразвития (МЭРТ) Андрей Кушниренко отметил, что чиновники намерены поднимать те обложения, которые не относятся к процентной (адвалорной) части пошлины. С нынешних 0,6 до 0,8 евро/кг предполагается поднять специфическую составляющую пошлины на бытовую мебель (за исключением кухонной), а для частей мебели ставку планируют увеличивать с 0,5 до 0,7 евро/кг. Под повышение ставок в общей сложности попадает до 70% импортной мебели.

Официальные лица объясняют вводимые изменения тем, что отечественные производители иначе не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями. О слабой конкурентоспособности говорят и топ-менеджеры предприятий, чей оборот в основном составляет российская мебель. У них на такой товар приходится примерно половина объема продаж. Однако Илья Кондратьев, гендиректор компании "Феликс", считает предложенное Минпромнауки повышение пошлин чрезмерным. Такой шаг, по словам Кондратьева, может закрыть российский рынок для зарубежных производителей, а отечественные мебельщики будут только меньше заботиться о качестве.

В шведской компании IKEA, чей ассортимент лишь на 10% представлен российской мебелью, ситуацию оценивают более резко. Как заявила PR-менеджер IKEA Ирина Ваненкова, "российские предприятия вместо того, чтобы улучшать качество своей продукции и снижать издержки, пытаются добиться закрытия рынка". Результат применения подобных "маркетинговых" шагов, как правило, известен по опыту других стран: компании, играющие не на развитие, а на вытеснение более качественной продукции конкурентов с рынка, в итоге разоряются.

В то же время, качество отечественной мебели оказывается не единственной опасностью, которую несет рост пошлин. "Даже сегодня время от времени таможня ловит "серую" мебель, ввозимую в обход соответствующих правил. С повышением пошлин соблазн уклониться от их уплаты только возрастет", говорит представитель одного из крупнейших таможенных брокеров Санкт-Петербурга. Кроме того, пока неизвестно и то влияние, которое может оказать рост пошлин на розничные цены. В Ассоциации предприятий мебельной промышленности говорят, что значительного увеличения стоимости мебели не будет. А в IKEA пока прогнозы делать затрудняются.

Впрочем, МЭРТ будет обсуждать предложения Минпромнауки лишь в конце июля, но, по словам Андрея Кушниренко, повышение пошлин в этом году импортерам в любом случае не грозит. Конечно, чиновники признают, что отечественные мебельщики находятся в непростой ситуации, однако одни лишь административные меры, столь любимые правительством при решении разнообразных проблем, дело не спасут. Во всяком случае, руководитель Департамента тарифного урегулирования полагает, что возможны и "какие-то другие механизмы".

Впрочем, как минимум один из них не стоит даже искать – он лежит на поверхности. Как утверждает президент компании "Соло" Салават Тимирясов, проще всего поддержать российских мебельщиков – вовремя возвращать им НДС с экспортируемых товаров. По его словам, за прошлый год за рубеж ушло мебели на $100 млн, а получить назад НДС можно лишь в исключительных случаях.

Выбор читателей