Музыкальное таинство на сцене МДМ

Kluster и Kronos Quartet играли в Москве волшебную музыку, музыку долгой полярной ночи, обволакивающую и уводящую слушателя за собой – в иные измерения, в другую реальность...


Фото Юлии Григорьевой



Как оказалось, московский концерт был вторым в запланированной серии выступлений проекта Kluster и Kronos Quartet: "официальная" премьера совместно созданного материала прошла двумя днями ранее в Хельсинки. Недавние трагические события на заполняемости зала почти не отразились: информация об этом уникальном концерте прошла едва ли не с начала лета, и о билетах многие на этот раз позаботились заранее. Думаю, не стоило упрекать организаторов в том, что концерт было решено все-таки проводить – перенести его не получалось (график артистов расписан на много недель вперед); к тому же шоу, представленное на суд московской публики, хоть формально и относится к событиям развлекательным, но все же не увеселительное. Сдержанная атмосфера в фойе; поднявшийся с кресел и замолкший на минуту зал перед началом концерта... Первую вещь – нежную грустную мелодию – Kronos Quartet объявили в память о жертвах теракта в Беслане. Да и все первое отделение, за исключением затянутой авангардной пьесы под занавес "сольного" сета Kronos, было выдержано в минорных полутонах; одно из самых ярких впечатлений первой половины оставила композиция "Flugufrelsarinn" из репертуара ансамбля Sigur Ros: гипнотическая смесь ирландской этники и симфонизма с легким налетом нью-эйдж.


Фото Юлии Григорьевой

В половине десятого был объявлен антракт, на время которого зрителей неожиданно настойчиво попросили покинуть зал (точнее говоря, вредные МДМовские старушки-билетерши, понявшие этот призыв буквально, выперли в фойе практически всех, за исключением нескольких одиночек, окопавшихся на самой верхотуре, куда, видимо, церберам карабкаться было просто "в лом"). Сей странный демарш был мотивирован необходимостью каких-то там кардинальных перестановок аппаратуры, однако у меня возникло тайное подозрение, что он был пролоббирован нерасторопными работниками буфета, переживающими за нераспроданную и начинающую заветриваться нарезку.

Второе отделение – наконец-то тот самый, изначально вызывавший огромный интерес, "минимум любопытный" сет Kronos и Kluster: на левом фланге Киммо Похьонен с панковским "ирокезом" на голове и аккордеоном в обнимку, самый дальний справа – его земляк и коллега, бородатый перкуссионист Самули Косминен в окружении хитроумных электронных штуковин – сэмплеров. Четверо "Кроносов" – между ними, полукругом; у них новая виолончелистка Дженнифер Калп, трое остальных, включая основателя ансамбля, скрипача Дэвида Харрингтона, известны москвичам по прошлым визитам квартета в российскую столицу.


Фото Юлии Григорьевой

Сцена поначалу темна. С трудом различимый в сумраке Киммо принимается раскачивать меха аккордеона туда-сюда, но клавиш пока не трогает; в динамиках слышно "дыхание" инструмента: почти живого существа. Мало-помалу на фоне спокойного размеренного шороха начинают прорисовываться звуки скрипок: то участники струнного квартета тоже подключаются к действу. "Охотник" Самули вылавливает из этого нарастающего потока отдельные ноты и фразы и закидывает их в сэмплер, задавая ритм последующим фрагментам шоу. Параллельно со звуком нарастает и свет, переплетаясь с ним и последовательно приближаясь к экспрессивному свето-музыкальному крещендо. Почти вошедший в транс Киммо что-то распевно выговаривает микрофону; слов не разобрать: саунд-процессор искажает голос, а сэмплер кружит обломки в звуковом смерче...


Фото Юлии Григорьевой

Эмоции, сплетающиеся в звуки, мелодически слегка напоминают главную тему из "Lord of the Dance" (к слову, пляшущие ирландские человечки вроде снова собираются к нам в ноябре), но эффект вызывают совершенно иной. Волшебная музыка, которую делают шестеро музыкантов, на деле оказывается гораздо большим, чем сложный набор звуков; рождаясь прямо в зале, она с легкостью достигает самых дальних уголков подсознания. Обещанный объемный квадро-сэрраунд и визуальный ряд тоже не отставлены и вносят свою лепту в картину восприятия. Возникающие образы сливаются в мозаику и вызывают в душе странные чувства: ты знаешь, что рядом в зале находятся почти две тысячи со-участников этой мистерии, и в то же время, это лишь твое – ощущение одиночества и бесконечности: звенящая в ушах тишина, снежная пустыня под бескрайним иссиня-черным бархатным небом, оживляемым лишь мерцанием звезд... Музыка долгой полярной ночи, обволакивающая и уводящая слушателя за собой – в иные измерения, в другую реальность. Жаль, если вы пропустили этот концерт, и жаль вдвойне, если вы там были, но подобных ощущений у вас почему-то не возникло...

Выбор читателей