Россия не хочет быть "лесным придатком" Финляндии

Союзников в Европе у нас остается все меньше. Даже с таким давним и терпеливым партнером, как Финляндия, возникли проблемы. Причем такие, что Фрадков, посетивший на днях Хельсинки, не смог их разрешить




Что-то не клеится у России с Европой. Даже с таким давним и терпеливым партнером, как Финляндия, возникли проблемы. Да такие, что Михаил Фрадков, посетивший на днях Хельсинки, не смог их разрешить.

На первый взгляд, у нас с финнами все хорошо: товарооборот растет как на дрожжах - по итогам прошлого года он вырос на 15% и составил $17,5 миллиардов. Россия является вторым по значимости торговым партнером Финляндии (после Германии) и поставляет практически весь необходимый ей газ и много другого сырья (которое составляет почти 90% нашего экспорта). Финнов нисколько не смущает энергетическая зависимость от России, они даже хотят ее увеличить, поддерживая строительство газопровода "Северный поток", от которого им обещано ответвление. Финские компании инвестировали в России примерно $1 миллиард. Развивается технологическое сотрудничество, осуществляются совместные транспортные проекты (обе страны не без основания считают себя важными транзитными державами). Сближаются регионы двух стран: вдоль российско-финской границы уже несколько лет успешно действует еврорегион "Карелия".

Однако в двусторонних отношениях назрел конфликт. Недавно пришла беда, откуда финны не ждали: поставлять газ и нефть Россия не отказывается, но древесину хочет обрабатывать сама. И поэтому сначала ввела, а теперь планомерно повышает экспортные пошлины на необработанный лес. С тем, чтобы экспортировать его стало вообще не выгодно и чтобы те же финны активнее строили деревообрабатывающие предприятия на российской территории. Оно вроде бы понятно: раз уж мы рубим наш лес, так лучше самим же и попилить его на вагонку, а уж потом продавать за рубеж - так и дороже выйдет, и больше народу трудоустроим.

Но и финнов понять можно. Они говорят: у вас этого леса - завались. Согласно расчетам, Россия может увеличить вырубку в несколько раз без ущерба для лесного фонда, причем речь идет о таких объемах древесины, что для их обработки можно построить сто заводов. И при этом не "зарубить" экспорт в Финляндию. У самих же финнов ситуация иная. Лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - одна из ведущих и быстрорастущих отраслей экономики. Из России Финляндия получает около 20% сырья для нее. Если этот канал накроется (а произойдет это по мере повышения Россией экспортных пошлин уже через пару лет), то восполнить его будет нечем: внутренние лесные ресурсы Финляндии и так используются по максимуму. Придется закрывать часть предприятий, без работы останутся тысячи людей, десятки тысяч косвенно пострадают от этого. А в некоторых случаях лесоперерабатывающие заводы в Финляндии являются "градообразующими" предприятиями - закрой его, и город умрет.

В общем, у Финляндии есть серьезные причины для беспокойства. Настолько серьезные, что этой весной она поделилась своим беспокойством с Брюсселем. Финны указали, что, повышая экспортные пошлины на лес, Россия напрямую нарушает обязательства, взятые ею по итогам переговоров с ЕС об условиях вступления в ВТО (хотя российская сторона не согласна с такой трактовкой вопроса). Так что Евросоюз вполне может отозвать свою подпись под двусторонним протоколом 2004 г., и тогда процесс вступления затянется на неопределенное время. Брюссель пока делать этого не стал, но не упускает случая указать российской стороне на нарушение обязательств.

На это еще раз указали финны Михаилу Фрадкову во время его визита. Но российский премьер был неумолим: он дал понять, что Москва будет обсуждать вопрос о пошлинах на лес только в том случае, если финны начнут активно инвестировать в российскую деревообрабатывающую отрасль. То есть вы нам строите заводы - мы вам снижаем (или просто не повышаем) пошлины. То ли это деловое предложение, то ли шантаж... Впрочем, Фрадков отметил, что Россия в любом случае не откажется от пошлин. Очевидно, даже ценой своего невступления в ВТО.

Финны не приняли российское предложение. По их мнению, они и так достаточно инвестируют в деревообрабатывающую отрасль РФ. Практически все крупные финские компании, работающие в этой сфере, уже осуществляют какие-то проекты на российской территории. Разумеется, не в ущерб своей родине.

При этом финны советуют России не пытаться решить проблемы своей лесной отрасли за чужой счет, а изучить хотя бы их, финский опыт. Ведь Финляндия тоже была когда-то экспортером необработанного леса, и ни денег, ни особых технологий лесопереработки у нее не было. Однако она стала сберегать часть "лесной ренты" и вкладывать ее в развитие собственной деревообрабатывающей промышленности. Постепенно эта промышленность стала одной из основ экономики, и лес для нее теперь закупают за границей. Тот же путь финны рекомендуют пройти и России, что, в принципе, логично. Вот только ситуация в мире сейчас несколько иная. Конкуренция гораздо сильнее, а в сфере производства бумаги вообще наблюдается переизбыток мощностей. Нелегко будет российской деревообрабатывающей промышленности развиваться в этих условиях. Поэтому вполне логично для начала немного прижать финских конкурентов. А те, в свою очередь, прекрасно понимают, что в лице России могут нажить себе сильного конкурента (все-таки издержки производства у нас значительно ниже), и поэтому не спешат серьезно вкладываться в нашу деревообрабатывающую отрасль.

Так что с Финляндией у нас банальное столкновение отраслевых экономических интересов, а в остальном - дружба и взаимопонимание. Впрочем, от этого не легче, ведь союзников у России в Европе остается все меньше.

Выбор читателей