Влюбленный Мольер

Хотя фильм и называется "Мольер", большая часть действия происходит не с драматургом, а вокруг него. Там, где эпизоды биографии соединены с фрагментами творений сочинителя, режиссер картины пошел по стопам Булгакова




Мольер (Moliere), Франция, 2006 Режиссер: Лоран Тирар В ролях: Ромен Дюри, Фабрис Лукини, Лаура Моранте, Людивин Санье

Очень сложно не думать о картине "Мольер", выходящей на российские экраны после участия в основной конкурсной программе Московского кинофестиваля, иначе, чем о французской версии "Влюбленного Шекспира". Сравнение неизбежно, потому что схема совершенно такая же: берется самый известный драматург отдельно взятой страны, сюжет помещается во времена его актерской молодости, и рассказывается любовная история, ставшая основой одного или нескольких всемирно известных произведений. Попутно вводится несколько шуточных аллюзий на современность - и игрушка для детей постмодернизма готова.

Двадцатидвухлетний Жан-Батист Поклен (Ромен Дюри), сын королевского обойщика, еще не превратился в гениального комедиографа Мольера. Он всего лишь плохой актер-трагик и директор прогоревшего театра, за долги посаженный в тюрьму. Неожиданно его выкупает некий господин Журден (Фабрис Лукини) - простак-мещанин, который хочет покорить ветреную куртизанку Целимену (Людивин Санье). Журдену нужны уроки Мольера, а Мольер, вместо того чтобы учить нанимателя премудростям светского общества, влюбляется в его обманутую красавицу-жену Эльмиру (Лаура Моранте), которая презирает актера, носящего маску ханжи Тартюфа. И, как будто забот у него мало, Мольеру еще нужно удержать от побега из дома юную дочь Журдена и Эльмиры.

Лоран Тирар - режиссер и, вместе с Грегуаром Виньероном, сценарист фильма - сам признался, что в "Мольере", где эпизоды биографии драматурга соединены с фрагментами его творений, он пошел по стопам Михаила Булгакова. В своей биографии Мольера советский писатель не забывал упоминать фантастические и придуманные им самим версии событий, случившихся с французским классиком в те промежутки времени, о которых не сохранилось точных сведений касательно его местонахождения и действий.

Булгаков, впрочем, насмешливо-скептически относился к чужим попыткам найти оригиналы мольеровских характеров в его родных и знакомых. Как раз этим и занимается Тирар, рассказывая жизнь замечательного человека Жана-Батиста Поклена в жанре псевдобиографического фильма. Такие в Советском Союзе любили снимать про композитора Глинку - в них не произведения объяснялись эпизодами жизни их создателя, а личная жизнь творца конструировалась из деталей его собственного воображения и воображения биографа, согласно политическим установкам текущего времени. Текущее время снова предполагает веселое мифотворчество, и, чем больше в биографии героя "белых пятен", тем вольнее чувствует себя его биограф - как, к примеру, в еще одном недавнем "житии комедиографа", "Распутнике", где Джонни Депп изображал Джона Уилмота, беспутного и безносого графа Рочестера.

Поэтому, хотя фильм Тирара и называется "Мольер", большая часть действия происходит не с драматургом, а вокруг него. Не удивительно, что приз за лучшую мужскую роль Московского кинофестиваля получил не Ромен Дюри, любимый в России после своей прогулки по Санкт-Петербургу в "Русских красотках", а ветеран французского кино Фабрис Лукини, сыгравший Журдена. Лукини в 1990-е гг. играл и драматургов, и литературных мифических персонажей (в "Бомарше" Эдуара Молинаро и в "Возвращении Казановы" Эдуара Ньемана), и образ "мещанина во дворянстве" он делает более глубоким, чем он обычно предстает в экранизациях. Впрочем, Журден Тирара - это смесь мольеровского Журдена с Оргоном из "Тартюфа" и Кризаля в "Ученых женщинах". Озорная куртизанка Селимена - смесь Селимены из "Мизантропа" и Филаминты из "Ученых женщин", а сам Мольер тоже приобрел черты нескольких своих персонажей помимо Тартюфа, которого вынужден изображать перед семьей Журдена.

Сценаристы запихали в фильм реплики из большинства произведений Мольера и добавили к ним свои, сняв это введение в драматургию классика национальной литературы с французским размахом, который в области костюмных мелодрам не уступает, а порой и превосходит американский. Учителя американских школ радуются: теперь есть чем увлечь подростков на скучных уроках невразумительной европейской литературы в придачу к Лео-Ромео и Джозефу-Уиллу. Нам тоже давно пора перейти от сериальной формы к кино - сериалы перед экзаменом смотреть слишком долго.

В прокате с 26 июля.

Выбор читателей