Разделение Ирака грозит кровопролитием

Президент Джаляль Талабани будет активно отстаивать вопрос разделения государства на этнические зоны, несмотря на символичность функций главы государства и средоточие реальной власти в руках премьер-министра Ирака




Президент Ирака Джаляль Талабани в эфире телеканала CNN с одобрением высказался об идее федерализации своей страны, предполагающей ее условное разделение на три части - по религиозно-этническому принципу.

Это предложение созрело в недрах Сената США. Двадцать четвертого сентября конгрессмены приняли не имеющую обязательной силы резолюцию с призывом к Багдаду ограничить полномочия иракского правительства в пользу региональных лидеров. Фактически это может означать раздел Ирака на три зоны - шиитскую, суннитскую и курдскую. Правительство Ирака в лице премьер-министра страны Нури аль-Малики высказалось против этой идеи.

Джаляль Талабани - курд по национальности, эта этническая группа больше всего пострадала во время правления Хусейна. Президентом Ирака он был избран в апреле 2005 г. и стал первым в истории представителем другой национальности, возглавившим арабское государство. Однако основная власть в стране сосредоточена в руках премьер-министра аль-Малики.

Ровно год назад американский Центр международных стратегических исследований уже предлагал план, согласно которому центральная часть Ирака объединялась с Иорданией, что означало бы появление на карте нового государства - Объединенного Хашимитского Королевства со столицей Амман. Правителем стал бы монарх Абдалла II. Северные земли страны тоже стали бы самостоятельными, а южные территории, где проживают мусульмане-шииты, вошли бы в состав Кувейта. Но идею разделения Ирака на три зоны резкой критике подверг президент США Джордж Буш. Такой шаг в отношении иракского общества, по мнению Буша, в 2006 г. был еще преждевременен и мог только усугубить хаос, царивший в стране.

Позже слова президента США нашли свое подтверждение в разразившемся правительственном кризисе, что в конечном итоге привело к отставке первого премьера Ирака Нури аль-Малики и всего правительства национального единства. Сперва суннитский Иракский фронт согласия объявил о выводе пяти министров и вице-президента от фронта из состава правительства, затем своих министров отозвала партия "Национальный иракский список". Сторонники радикального шиитского лидера Муктады ас-Садра покинули правительство аль-Малики еще в апреле, после того как было отвергнуто предложение составить график вывода американских войск из Ирака.

Теперь же Талабани с оптимизмом заявляет о том, что американский контингент сократится к концу 2008 г. с нынешних 165 тысяч до 65 тысяч человек. Кроме того, к весне будущего года более чем в два раза намерена сократить свой контингент и Великобритания. И идея федерализации Ирака очень близка иракскому президенту. Его родной Курдский регион еще до вторжения США имел полуавтономный статус. Нет сомнений, что, несмотря на символичность функций главы государства и средоточие реальной власти в руках премьер-министра Ирака, Джаляль Талабани будет активно отстаивать вопрос разделения государства на этнические зоны.

Особую актуальность имеет проблема Киркука - города, на который претендуют и курды, и арабы, и туркоманы (проживающий в этом районе народ тюркского происхождения). С 1991 г. Садам Хусейн, уйдя из Курдистана и оставив Киркук за собой, выселял из него курдов и переселял на их место арабов с юга. Сейчас никто не знает, сколько людей разных национальностей там проживают. В районе Киркука находятся вторые по величине нефтепромыслы Ирака - десять миллиардов баррелей разведанных запасов. Эту нефть охотно закупает Сирия и Турция, причем эксперты полагают, что основные доходы от продажи черного золота оседают на счетах регионального правительства. Естественно, арабы, сунниты и шииты, не настроены уступить Киркук курдам. Туркоманы, в свою очередь, рассчитывают на поддержку этнически родственной им Турции, которая не раз давала понять, что не смирится с курдским контролем над Киркуком.

Однако Турция и без того не в состоянии долгое время решить проблему курдов, проживающих на ее территории, и наличие в качестве ближайшего соседа независимого Курдистана вряд ли будет способствовать укреплению безопасности и снятию разрядки на турецких границах. В настоящее время пограничники этой страны прочесывают приграничные горные районы в провинции Ширнак, где, по сведениям разведки, могут скрываться боевики Курдской рабочей партии. Правительство Турции готово к проведению односторонней транграничной операции по уничтожению опорных пунктов КРП в горах Кандиль в Ираке, не соглашаясь на уговоры Вашингтона и Багдада воздержаться от подобных мер.

Идея разделения Ирака может найти поддержку и на шиитском юге Ирака. Здесь тоже достаточно нефти, но юг все еще остается зоной боевых действий и средоточием экстремистских гуппировок, воюющих не только с коалиционными и правительственными войсками, но и между собой.

Менее всего в разделе страны заинтересованы сунниты. Центральная часть Ирака, в случае доведения плана федерализации государства до максимума, рискует лишиться нефти, контроля за ее транспортировкой и выходом к морю. Поэтому-то так категорически против плана американских сенаторов выступает иракское правительство. В своем протесте оно не одиноко. Кроме Турции, проблемы с курдами имеют также Иран и Сирия, и никому не хочется получить масштабное кровопролитие и передел границ на Ближнем Востоке.

Выбор читателей