Байден вошел в роль "злого следователя"

Вместо того, чтобы попытаться вовлечь восточноевропейские государства в проект "перезагрузки", вице-президента США фактически подтвердил обоснованность их опасений, связанных с восточным соседом


ФОТО: AP



На прошлой неделе вице-президент США Джо Байден проехал по странам Восточной Европы, посетив Варшаву, Прагу и Будапешт. Многие СМИ комментировали эту поездку как попытку администрации Обамы снять опасения, связанные с решением отказаться от размещения ПРО в Чехии и Польше. И судя по всему, с этой задачей Байден справился. Однако во время своего турне он наговорил так много, что в Москве снова возникла некоторая неясность относительно сигналов, посылаемых из Вашингтона.

Вице-президент США постоянно напоминал, что безопасность восточноевропейских государств гарантирована членством в НАТО. Они находятся под защитой альянса в соответствии с Пятой статьей Вашингтонского соглашения, предусматривающего консолидированный ответ всего альянса в случае нападения на любого его члена. Излишне говорить о том, что эти разъяснения напрямую касаются России, с самим существованием которой связаны фобии некоторых восточноевропейских лидеров. Как бы подтверждая эти опасения, Джо Байден настоятельно советовал европейским союзникам диверсифицировать закупки энергоносителей и содействовать созданию альтернативных путей поставок энергоносителей из стран Центральной Азии. По его словам, "для любой страны ненормально, если все поставки энергоносителей идут из одного источника, и в США уже давно запретили монополии".

По словам американского вице-президента, восточноевропейские страны "больше не являются "посткоммунистическими" или "переходными", это "полноценные члены НАТО и Европейского союза с серьезными и существенными обязательствами". В чем суть этих "существенных обязательств", стало ясно во время визита в Польшу, где много говорилось о совместном участии в боевых действиях в Ираке и Афганистане.

На большей самостоятельности и ответственности Байден настаивал и применительно к проблемам региона, предлагая вместе с соседними государствами ЕС и НАТО работать для обеспечения стабильности и расширения демократии в регионе. Содержательно это мало отличается от того, что говорил еще в 2006 г. предыдущий вице-президент Дик Чейни во время проходившего в Вильнюсе "Форума демократий".

Что касается России, Байден подчеркнул, что США "не потерпят никаких сфер влияния" и никогда не согласятся с тем, чтобы "кто-то имел право вето относительно возможности любого государства принимать самостоятельные решения о том, в каких альянсах и союзах ему состоять". Эту резкую отповедь нужно, судя по всему, рассматривать как ответ на обеспокоенность Москвы в связи с размещением военных баз и объектов американской ПРО в непосредственной близости от границ России.

Более того, Байден позволил себе в отношении России назидательные интонации, отсутствие которых в речах Обамы и Клинтон расценивалось как признак новой стилистики "перезагрузки". В частности, было сказано следующее: "России предстоит определиться, какой будет ее новая сущность, ее новая роль... Я ожидаю, что в ближайшее десятилетие Россия придет к выводу, что большая интеграция лучше отвечает ее интересам, чем некий другой курс, о котором там, в Москве, подумывают некоторые".

Таким образом, вместо того, чтобы попытаться вовлечь восточноевропейские государства в проект "перезагрузки", Байден фактически подтвердил обоснованность их опасений, связанных с восточным соседом. Параллельно дав понять Москве, что "перезагрузка" не подразумевает учета стратегических интересов России, а под "большей интеграцией" следует понимать слепое следование в фарватере США.

Пока непонятно, в какой мере слова Байдена отражают позиции вашингтонской администрации и лично президента Обамы. Но, судя по информационному сопровождению поездки в американских СМИ, с вице-президентом солидарна определенная часть местного истеблишмента.

Не исключено, что Джо Байден просто сыграл роль "злого следователя", чтобы выразить Москве неудовольствие в связи с ее несговорчивостью по Ирану, отказом принять участие в военной операции в Афганистане, самостоятельной политикой в Центральной Азии, подвижками в переговорах по "Южному потоку" и пр. Но подобные демарши опасны чем, что могут свести на нет все усилия по налаживанию отношений между двумя странами. На фоне сегодняшней критики в адрес Обамы демонстрирующий жесткость Байден только выигрывает. Однако результат его поездки в Европу – усиление скептических настроений относительно возможности равноправного и конструктивного диалога с США – удручает.

Выбор читателей