"Что это за женщина?"

Вопрос о поддержке государством кино вечен, и на сегодняшний день он остается одним из самых обсуждаемых. Не обошли его вниманием и в Оренбурге, где проходил фестиваль "Восток&Запад: классика и авангард"




Вопрос о поддержке государством кино вечен, и на сегодняшний день он остается одним из самых обсуждаемых. Не обошли его вниманием и в Оренбурге, где проходил фестиваль "Восток&Запад: классика и авангард". Чтобы высказаться по этому важному поводу, в Оренбург на один день заглянул даже Никита Сергеевич Михалков, который на недавнем заседании совета по кинематографии предложил свой вариант распределения почти 5 млрд бюджетных рублей. Михалков считает, что государство должно отказаться от существующей системы финансирования проектов и основную часть денег раздать нескольким, "хорошо зарекомендовавшим себя студиям", которые, в свою очередь, сами будут решать, кого и зачем поддерживать. Арт-хаус, а также документальное и анимационное кино предполагается финансировать по старой схеме, как и прежде, через Министерство культуры.

Михалков не счел нужным обсуждать свои предложения с Гильдией продюсеров, потому что считает это бессмысленным. "Они только критикуют, но ничего не предлагают, они предпочитают иждивенческую тактику поведения", - заявил режиссер и добавил, что Гильдия продюсеров вполне может подготовить собственные предложения и представить их на рассмотрение совета.

По каким критериям будут отбираться "зарекомендовавшие себя студии", пока не ясно. Режиссер, кстати, уверен, что государство совершенно не обязано объяснять, кому и почему оно дает деньги, и не должно вмешиваться в творческий процесс. Впрочем, самому Михалкову как режиссеру, по его собственному признанию, государственные деньги не нужны. "Я, надеюсь, что еще какое-то время смогу самостоятельно находить деньги на свои фильмы", - заявил Никита Сергеевич. И на следующий день, отменив заявленную в программе проходящего в рамках фестиваля продюсерского форума презентацию "Утомленных солнцем-2", отправился к заместителю генерального директора компании "Оренбург Газпром".

Сергей Соловьев, приехавший на фестиваль ближе к закрытию, тоже озвучил свое отношение к разделу бюджетных средств, выделенных на кино. "Это, конечно, полная ерунда - финансировать студии. Хотя подобные мысли и раньше возникали. Безусловно, существующая сегодня система неидеальна, в ней многое нужно менять. Как? Пока не знаю", - признался он. Режиссер считает, что сейчас в России один из лучших кинематографов в мире, и его крайне необходимо поддержать. "Я реально смотрю картины, которых в мировом кинематографе я не видел. Например, "Дикий пляж" Расторгуева. Она идет четыре с половиной часа. Это абсолютно новое местоположение кино в интеллектуальном сознании мира. Это великая картина огромнейшего режиссера. Это великая вещь, которая образовывает сознание", - сказал Соловьев.

По мнению Соловьева, необходимо продумать политику защиты национального кинематографа, и, в первую очередь, это касается проката российского кино. Правда, предложенные Сергеем Александровичем защитные меры оказались чересчур радикальными. Он предложил ввести квоту на прокат американских картин, всем пересесть на "Жигули" и вернуть советскую власть, "разумеется, в отредактированном виде".

Прокатная судьба новых картин самого Соловьева, по его собственному признанию, складывается не просто: "Прокатчики говорят, что никто из тех, кто сейчас ходит в кино, не знает, кто такая Анна Каренина. Мне говорят, что сначала нужно объяснить людям, что это за женщина".

Оренбургскому зрителю, как ни странно, ничего объяснять не пришлось. И на "Ассе", и на "Анне Карениной" (Соловьев представлял свои картины на фестивале) зал был переполнен. Да и на других фестивальных картинах практически не было пустых мест. Из основного конкурса запомнились венгерский мюзикл "Сделано в Венгрии" (особо поразило то, что, ничуть не уступая нашим "Стилягам", он "стоил" в пятнадцать раз дешевле - всего $1 млн) и хорвато-словенский "Ничей сын" (драма рок-музыканта, ставшего инвалидом на бессмысленной гражданской войне). За роль в этой картине актер Алан Риверич получил "Золотого сарматского льва".

Лучшей актрисой фестиваля жюри, возглавляемое эстонским режиссером Арво Ихо, назвало француженку Лоранс Риттер за ее работу в фильме "Сплетенные параллели", снятом в копродукции Армении, Норвегии и Франции. А лучшим фильмом стал "Томми в аду" норвежца Ове Раймонда Гилденаса. Он же получил приз за режиссуру. Высшие награды "За вклад в киноискусство" получили Александр Прошкин и Сергей Соловьев.

Выбор читателей