Нюрнбергский трибунал до сих пор вызывает много вопросов

В ходе видеомоста Москва - Лондон, приуроченного к 65-й годовщине Нюрнбергского процесса, российские и британские историки вспоминали прошлое и пытались спрогнозировать будущее международных трибуналов


Фото из архива ИТАР-ТАСС



В ходе состоявшегося 5 апреля видеомоста Москва - Лондон, приуроченного к 65-й годовщине Нюрнбергского процесса, российские и британские историки вспоминали прошлое и пытались спрогнозировать будущее международных трибуналов.

Сама идея о создании международного чрезвычайного судебного органа принадлежит советскому правительству - она была озвучена еще 14 октября 1942 г., рассказала ведущий научный сотрудник Центра истории международных отношений Наталья Лебедева. Британия долгое время выступала категорически против международного суда, предлагая просто "расстреливать на основании совместного решения союзников".

Перед самым концом войны инициативу по созданию трибунала перехватили американцы - 3 мая 1945 г. СССР, США, Британия и Франция одобрили предложенный ими проект международного суда. Лондон по-прежнему был против, но уступил под давлением СССР и США.

Профессор университета Эксетера, специалист по Второй мировой войне и Третьему рейху Ричард Овери сообщил в ходе видеомоста, что Нюрнбергский трибунал до сих пор вызывает много вопросов. Один из них: почему на скамье подсудимых не оказались также и союзники, которые в конце войны совершали преступления против человечности, проводя авиационные бомбардировки по городам с мирным населением? "Югославский трибунал был в этом смысле более справедливым, - сказал Овери. - На скамье подсудимых оказались и сербы, и хорваты, и другие участники конфликта".

По словам историков и юристов, институт международного трибунала сегодня не находит применения. "В случае с Саддамом Хусейном был хороший повод повторить нюрнбергскую модель, - предположил Ричард Овери. - Однако победителями в войне с Ираком были американцы, которые решили, что судить его будут сами иракцы".

Английский историк спрогнозировал, что ждет ливийского лидера в случае победы повстанцев: "Ситуация с Каддафи сложнее, чем с Саддамом - иракского лидера все не любили и готовы были устроить над ним международный трибунал. Каддафи, напротив, был другом для многих - его приглашали в гости, ему продавали оружие. Поэтому Европа никогда не станет судить Каддафи. Его, как и Саддама, придется судить его народу".

В конце видеомоста корреспондент "Yтра" поинтересовалась, почему англичане так увлечены Гитлером - по сообщениям британских СМИ, в прошлом году продажи "Mein Kampf" побили в Англии все рекорды. На вопрос ответил старший историк Имперского военного музея, эксперт по истории Первой и Второй мировых войн Тьерри Чарман: "В Англии издается очень много книг о гитлеровской Германии, в том числе и мы с Ричардом Овери написали уже несколько книг. Нельзя сказать, что англичане любят Гитлера. Однако я не буду отрицать, что существует некое очарование фашизма, очарование зла. Поэтому интерес к фашизму никогда не исчезнет. Недавно в Германии открыли Музей истории Третьего рейха - я там был, и мне очень понравилось".

Выбор читателей