Макаревич напомнил о вере в Бога

"Пионерские чтения" открыли новый сезон в Центральном доме литераторов. Свои рукописи на тему "Вера" прочитали колумнисты журнала "Русский пионер"

Атмосфера особняка, который по праву называют "храмом словесности", обязывала к предельной искренности: здесь когда-то читали свои рукописи Твардовский, Шолохов, Зощенко и другие известные люди.

Вчера, открывая новый сезон "Пионерских чтений", рукописи прочитали художник и писатель Андрей Бильжо, писатель Виктор Ерофеев, поэты Андрей Орлов и Вера Полозкова, музыкант Андрей Макаревич, актер Иван Охлобыстин, актриса Мария Голубкина, генеральный директор СТС Вячеслав Муругов, актриса Алена Бабенко, музыкант, певица и поэт Диана Арбенина.

Послушать колонки авторов "Русского пионера" пришли президент Издательского дома "КоммерсантЪ" Владимир Желонкин, генеральный директор его же Павел Филенков, коммерческий директор Валерия Любимова, поэтесса Лариса Рубальская, стилист Влад Лисовец, инвестиционный банкир Марк Гарбер, президент Российско-еврейского конгресса Юрий Каннер, актер Леонид Ярмольник, политический и государственный деятель Ирина Хакамада, журналист Светлана Сорокина, актер Камиль Ларин, телеведущий Александр Гордон и многие другие.

Новому сезону "Пионерских чтений" дал старт Андрей Орлов. С легкой руки главного редактора "РП" Андрея Колесникова поэт стал ведущим вечера. "Доверяю я ему, конечно, не очень, но выхода у меня нет", - написал в доверенности Колесников, обрекая тем самым мероприятие на нестандартный формат.

Первым, по уже сложившейся традиции, чтения открыл человек, чья первая профессия сегодня становится все более востребованной - врач-психиатр Андрей Бильжо. "Вера принимается не головой, а сердцем, - сказал он. - В этом смысле у меня, наверное, не очень хорошо, потому что я все время усиленно думаю".

Поставив себе диагноз, он прочитал колонку, в которой признался, что считает себя идеальной жертвой для мошенников. Приводя примеры из собственного опыта, Андрей Бильжо доходчиво объяснил, как в нем сочетается психиатрический профессионализм и человеческая доверчивость.

На первых в сезоне "Пионерских чтениях" все читали колонки о вере, но каждый вкладывал в это понятие свой смысл: доверие, убеждение, суеверие, религию, правду. Так, Виктор Ерофеев рассказал о разнице между верой, иллюзией и галлюцинацией. Со словами "Я, пожалуй, сидя", писатель устроился в большом кресле и поведал историю о том, как вопросом веры может стать он сам, появившись с рюмкой водки на телеканале CNN, например.

Следующим на сцену вышел колумнист, который в особенном представлении не нуждается - Андрей Макаревич. Рассуждая на тему веры и религии, он пришел к выводу, что доказывать существование Бога не следует. "Представьте себе, - размышлял музыкант, - доказали это стопроцентно, и вера тут же умерла бы, превратившись в знание. А знание и вера - очень разные вещи".

Продолжить тему религии решила та, без которой сентябрьский номер "Русского пионера" потерял бы всякий смысл, - поэтесса Вера Полозкова. Свое чтение она начала неожиданно: "Я должна была быть Федором. Когда маме в роддоме показали кареглазую лохматую девчонку, мама несколько растерялась. Месяц примерно я пробыла, для простоты, "девочкой моей", а потом стала наконец Верой".

И чем дальше она читала, тем отчетливее становилось понятно: не зря Вера стала Верой. "Один мудрый человек, монах, как-то сказал мне, что меня никогда не удовлетворит никакая готовая религиозная система. Я из тех, кто всю жизнь по крупицам собирает свою собственную религию".

Следом за Полозковой на сцену ворвался Иван Охлобыстин. "Пришло время внести готическую нотку", - объявил актер. Затем автор, чьи колонки в "Русском пионере" могут считаться про веру, признался в том, что не может назвать себя всецело верующим человеком. Однако тут же пояснил этот парадокс. "То, что я вкладываю в слова "верю в Бога", прежде всего, означает: я истово, больше всего на свете хочу верить в Бога".

На этом вечер признаний не закончился. Эстафету подхватила дебютантка "Пионерских чтений" - Мария Голубкина. Затронув вечную тему, она рассказала о том, что не ищет смысла жизни, потому что верующему человеку и так понятно, в чем смысл. А у неверующего нет ответов, поэтому это объяснить невозможно. "Я не понимаю, когда говорят о вере в любовь, доброту, красоту. Что это значит? Зачем в это верить? - вопрошала актриса. - Есть красота, есть любовь где-то, бывает и добро, которое относительно. Это как причинить добро и нанести пользу: не всегда то, что вам кажется добром, является им на самом деле".

Кроме того, в этот вечер у зрителей "Пионерских чтений" была уникальная возможность услышать колонку, не вошедшую в журнал. "Сейчас будет выступать двоечница, написавшая заметку, когда журнал уже продавался читателям, - сообщил Андрей Орлов. - Это Алена Бабенко".

Оправданием актрисы послужила ее искренняя колонка. Она призналась, что тема веры одновременно нежная и трудная. "Мне кажется, что человек должен быть верующим, по крайней мере, искать веры. Иначе жизнь его пуста. Жить и не знать, для чего журавли летят, для чего дети родятся, для чего звезды на небе. Или знать, для чего ты живешь, или все пустяки".

Закрывала "Чтения" Диана Арбенина. Сходу заявив, что ее колонка сегодня уже не настолько актуальна, она поделилась со зрителями наболевшим. "Все, что описывается в колонке, сейчас уже практически не имеет никакого значения. - призналась она. - Если бы колонка не была опубликована в журнале "Русский пионер" в рубрике "Запевала", я бы ее и не читала. Но лучше быть запевалой, чем подпевалой, правда?" - добавила певица.

Выбор читателей