Страна рискует "утонуть в заявлениях о коррупции"

Из нового закона о борьбе с коррупцией решили исключить ГИБДД, врачей, учителей и прочую "мелочь" - останутся только коррупционеры масштаба Сердюкова и Васильевой

В Общественной палате РФ прошли нулевые чтения очередного законопроекта, направленного на борьбу с коррупцией - "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов". Предполагается, что каждого из таких граждан у нас теперь будут оберегать, как в Америке: в случае необходимости переселять в другой город, менять фамилию, имя и даже платить вознаграждение в размере 5 - 15% от коррупционного дохода, о котором сообщил в органы данный осведомитель.

По своей сути, новый закон - это расширенный закон о защите свидетелей. Его юридическая оригинальность состоит в том, что он исключает из понятия "коррупция" всю так называемую "бытовую коррупцию".

"Иначе мы рискуем потонуть в огромном потоке заявлений, а ресурсы государства ограничены", - прокомментировала профессор Московского государственного института международных отношений Елена Сидоренко.

Одним словом, если вы решите сообщить о том, что с вас вымогают взятку в больнице, школе, ГИБДД и так далее, никаких вознаграждений вы точно не получите, да и никакого уголовного дела по вашему заявлению, скорее всего, заведено не будет. По мнению авторов закона, для начала надо покончить с коррупцией в высших эшелонах власти.

С распростертыми объятиями в следственных комитетах примут осведомителей из числа госслужащих, которые решат "настучать", например, на своего начальника. "В итоге может получиться так, что закон будет использован для сведения личных счетов или в подковерной борьбе между ведомствами", - предположила Сидоренко.

Согласно ее экспертной оценке, неясной остается система так называемых "компенсационных выплат". "Почему такая вилка - от 5% до 15%? Кто будет определять, кому 5%, а кому - 15%?" - задалась вопросом профессор.

Не понятно также, от чего считать эти проценты? Если осведомитель сообщил о даче взятки, тут все очевидно: следствие посчитает деньги в конверте и выдаст осведомителю какой-то процент. А если речь идет не о деньгах в натуральном выражении, а об упущенной государством выгоде? "Осведомителю в итоге скажут: ты ничего не получишь, иди отсюда!" - отметила Сидоренко.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов и вовсе считает, что пункт о вознаграждении надо убрать из нового закона - у нас и без вознаграждения желающих сообщать о коррупции высших чиновников пруд пруди. Взять того же Навального. Сообщает и денег не просит. К тому же, по новому закону, сумма вознаграждения ограничена 3 млн рублей.

"В чем позиция Минфина сегодня? Как формировать статью бюджета? Сколько будет заявителей? Откуда деньги? На Западе все понятно, там уголовные нормы отработаны: отняли у коррупционера 30 миллионов долларов, 3 миллиона - заявителю. Три миллиона долларов, а не рублей! Кто за три миллиона рублей будет сообщать о хищениях на миллиарды?" - высказал мнение Кабанов.

Руководитель экспертно-аналитического центра при Общественной палате РФ Елена Кислова тоже толку в новом законе видит мало: согласно ее докладу, часть норм нового закона дублирует уже действующее законодательство, а другая часть, наоборот, ему противоречит.

Тот факт, что из закона выкинули "бытовую коррупцию", Кислова считает "неполным правовым регулированием". Не обозначен также круг родственников заявителя, которые могут рассчитывать на защиту. В отличие от подобных законов, действующих в США и других странах, максимально сужен и круг самих заявителей - например, на своего начальника-взяточника имеет право "настучать" официально работающий по трудовой книжке подчиненный, но почему-то новый закон лишает такого права стажеров и практикантов.

Выбор читателей