Прощай, Александровский сад

Читать в полной версии →
Многострадальный Александровский сад в скором времени может украсить очередная постройка: объявлен архитектурный конкурс на павильон для баженовской модели Большого Кремлевского дворца

Далеко не каждый столичный житель, любующийся живописными особнячками или грозными стенами московских монастырей, сможет хотя бы поверхностно рассказать историю их создания. Даже перипетии строительства Кремлевского ансамбля, во всех путеводителях именуемого не иначе как "сердцем нашей родины", для многих загадка. К примеру, знаете ли вы, что по поручению Екатерины II в 1767 году великий русский зодчий Василий Иванович Баженов приступил к проектированию Большого Кремлевского дворца? Согласно разработанному плану, предполагалось уничтожить древние кремлевские стены и построить на Боровицком холме гигантский архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Осуществить этот проект Баженову не удалось: Екатерина передумала. Однако за несколько лет работы была создана уникальная модель так и не сооруженного дворца, разобрана южная кремлевская стена, выходящая к Москве-реке, а также снесена часть построек внутри Кремля, дабы расчистить место для будущего грандиозного строительства.

Модель дворца создавалась в течение 5 лет большой артелью мастеров под руководством Василия Баженова. Ее длина по главному фасаду составляет 17 метров, ширина – около 7 м, а высота – 1,7 м. Здание выполнено из разных пород дерева, интерьеры раскрашены под мрамор, литые декоративные детали украшают фасад. С 1936 года модель находится в коллекции музея архитектуры. До 1991 года она экспонировалась в интерьере Большого собора Донского монастыря. В настоящее же время модель дворца в разобранном виде хранится в запаснике музея, где и реставрируется по фрагментам. По самым скромным подсчетам, для завершения реставрационных работ необходимо около 200 тыс. долларов и тридцать лет упорного труда специалистов, если процесс реставрации будет идти так же медленно, как сейчас. Тем не менее, по мнению сотрудников музея архитектуры, модель может быть доступна для обозрения при наличии соответствующего выставочного пространства.

Министерство Культуры и Госстрой в лице своего председателя А.Ш. Шамузафарова объявляет конкурс на строительство павильона, в котором могла бы находиться модель дворца и одновременно идти реставрационные работы, доступные взглядам любопытствующей публики. Конкурс этот "открытый, практически всенародный". Сами организаторы отмечают, что любая домохозяйка может принять в нем участие. Еще один радикальный шаг Госстроя заключается в том, что конкурс назван международным, то есть проекты зарубежных архитекторов будут рассмотрены самым внимательным образом. Кроме того, состав жюри пестрит иностранными именами: Петер Нойвер (Австрия), Ж.-М. Перуз де Монкло (Франция), Петер Швегер (Германия), а следовательно, на привлечение участников из стран Запада действительно можно рассчитывать. Следует заметить, что архитектурный конкурс с подобной степенью открытости, по словам устроителей, не проводился с 1937 года, когда партия и правительство задумывали соорудить Дворец Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Весьма символичное совпадение.

Предполагаемое место расположения павильона – площадка под сувенирными киосками у кремлевской стены со стороны Манежа или круглая цветочная клумба перед гротом Бове. В этой связи задумка Минкульта и Госстроя не может не вызывать возражений. Во-первых, в ходе градостроительных изысканий ряда архитекторов Александровский сад сохранил за собой разве что название, но никак не облик "сада". Дополнительное масштабное сооружение может окончательно разрушить атмосферу зеленого оазиса в самом центре Москвы. С другой стороны, полноценное капитальное строительство в такой близости от Кремля запрещено, так как Александровский сад входит в охранную зону и является памятником архитектуры. Единственный возможный в таком случае вариант – это возведение временного павильона, в котором будет содержаться баженовская модель дворца. Но уникальный музейный экспонат, историческая ценность которого более чем очевидна, не может быть выставлен в скромной деревянной времянке: и реставрационные работы, и само содержание полуразрушенной модели, и присутствие публики требуют определенного пространства, необходимых условий. Все эти противоречия осознаются организаторами, однако ни менять местоположение будущего павильона, ни отменять конкурс никто не собирается.

Идея спасти модель Большого Кремлевского дворца выглядит весьма благородной. Не исключено также, что паломничество туристов поможет получить хотя бы часть денежных средств, необходимых для реставрации. И все же неоднозначность проекта наводит на мысль, что через некоторое время к модели не построенного дворца присоединится еще и модель не построенного павильона, а конкурс если и будет завершен, то повторит судьбу своего предшественника на лучший проект Дворца Советов. Идей, как всегда, море, но воплощение их в жизнь сродни утопии.

P.S. Для тех, кто решил побороться за создание павильона, сообщаем, что регистрация участников продлится до 25 февраля. По всем вопросам обращайтесь в Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Елена НОГОТКОВА |
Выбор читателей