Нескучная классика

Высшую степень музыкального мастерства можно будет наблюдать на концерте гобоиста Алексея Уткина и камерного оркестра "Эрмитаж". 29 августа в Рахманиновском зале коллектив представит новую программу

Согласитесь, классику слушать нелегко. Гораздо проще сходить на поп-, рок- и какой угодно другой концерт, чем терпеть пассажи Глюка, Баха или Генделя, изо всех сил стараясь не заснуть на плече у соседа. Впрочем, есть такие музыканты, на концертах которых просто невозможно отвлечься от виртуозной игры и мастерства передачи всех нюансов гениального произведения. К числу подобных исполнителей классической музыки относится камерный оркестр "Эрмитаж" под руководством гобоиста Алексея Уткина.

Образованный два года назад, этот оркестр стал единственным в своем роде. Во-первых, коллектив был сформирован вокруг гобоиста, чье владение этим сложным инструментом не оставляет равнодушным ни публику, ни коллег, ни критиков. "Его концерты, – говорит об Уткине дирижер из США Джордж Клив, – необыкновенно экспрессивны, поэтому мне немного жаль, если он надумает уйти в дирижеры. Ведь у него фантастическая техника владения гобоем, а дирижирование не может не отвлечь его от исполнительства". Вероятно, именно из-за нежелания Алексея Уткина становиться дирижером, "Эрмитаж" остается оркестром с играющим солистом, но без дирижера. В этом заключается еще одно отличие "Эрмитажа". Сам Алексей Уткин говорит, что "в оркестре очень важен играющий лидер. Можно долго объяснять на словах, но достаточно нескольких тактов убедительного исполнения, чтобы увлечь всех участников оркестра. Я не дирижирую, никогда этому не учился. Ребята реагируют на ту энергетику, которая исходит от солиста".

У Алексея Уткина очень трогательное отношение к гобою. "Основное, что можно сказать о гобое, это то, что это капризная, красивая, избалованная дама. У кого-то дама, у кого-то кавалер, но, по крайней мере, это близко по духу". Возможно, это отношение рождается из-за сложности строения этого инструмента и необходимости бережного с ним обращения. "Гобой все время требует свежего подхода, свежего результата, потому что он чрезвычайно капризен в силу своих особенностей звукоизвлечения. Та трость, из которой у нас появляется зародыш звука, сделана из тончайшего материала. Это природный материал – камыш. Тот, который шумел на юге Франции, в Алжире, в Испании и на юге бывшего Советского Союза, но сейчас в тех районах его собирать небезопасно. Уже сам материал представляет собой особую культуру, которая существует в течение многих лет. Она заключается в выращивании этого тростника, особом сборе в особое время, особую обработку. Это очень загадочное явление, даже действо. В итоге получается самый маленький из всех двуязычковых инструментов – double reed – к семейству которых относится все семейство гобоев и все семейство фаготов. Инструмент подвержен воздействию среды, механическим воздействиям... Приходится оберегать его от колебаний температуры, влажности, носить на груди. Все это накладывает определенный отпечаток на психику самих гобоистов – они повернуты внутрь себя, в сторону трости. По сути, гобоисты сами создают свой инструмент".

Поэтому-то и добиться виртуозности игры на гобое не так легко. У Алексея Уткина на это ушли годы. Однако результат – восторженные отзывы и признание публики. Вот что писала об одном из его концертов немецкая "Франкфуртер рундшау": "В Двойном концерте Баха партнёром Владимира Спивакова был гобоист Алексей Уткин. Можно с уверенностью сказать, что это один из самых ярких исполнителей-духовиков. Корректность и благородство музицирования он сочетал с глубоким проникновением в стиль шедевра Иоганна Себастьяна Баха".

Настоящая виртуозность для Алексея Уткина и его музыкантов – это "когда музыку легко слушать и воспринимать. Если я мучаюсь и страдаю на сцене, в конце концов публика начинает мучиться вместе со мной и есть все шансы, что на концерт она больше не придет. А если слушатели приходят и видят ажурную игру, быстрые пассажи, невероятные скачки, нежное пиано и при этом непонятно, как все это делается… Мне кажется, это и есть то состояние, которое можно обозначить как виртуозное владение инструментом".

На ближайшем концерте оркестра "Эрмитаж" 29 августа в Рахманиновском зале Московской консерватории музыканты еще раз приятно удивят публику своим искусством.

Выбор читателей