Пульс нестабильный

В прошедшие выходные на Болотной площади прошел фестиваль "Мегаполис. Пульс". Open air в сердце столицы – то, что нужно томящимся без отпуска москвичам. Гуляли все – от растаманов до экстремалов




Сезон отпусков в разгаре, из-за жары пребывание в Москве становится решительно невыносимым, все эпохальные концерты, на которые были щедры последние два месяца, отгремели, сезон можно считать закрытым. Тем не менее, все, кто еще не сорвался в отпуск, могли пожаловать на музыкальный фестиваль "Мегаполис. Пульс", проходивший 19-20 июля на Болотной площади.

Раздольную и опрятную Болотную, раскинувшуюся напротив монументального здания "Ударника", превращают в концертную площадку во второй раз. Год назад здесь проходил трехдневный балаган "Улица Puilsener Urquell". Тогда на нескольких наскоро выстроенных сценах выступали разудалые европейские трубадуры и костяк самых популярных музыкантов известного московского клуба "Китайский летчик Джао Да". Разномастную публику покорили летнее московское солнышко, уютная атмосфера всеобщего праздника жизни, грамотная организация, калейдоскоп интересных музыкантов и совершенно бесплатный проход для всех желающих. Именно тогда Болотная площадь зарекомендовала себя как отличная концертная площадка.

В тот раз по окончании фестиваля вышедший на главную сцену арт-директор "Китайского летчика" Алексей Паперный пообещал "устроить еще что-нибудь эдакое". Пока, впрочем, ничего достойного не устроил, но прецедент создал хороший. На этот раз устроить open air в сердце столицы взялась компания Nokia, щедро пиарившая на фестивале свой новый молодежный телефон. Специфика нынешнего фестиваля была несколько иной: вместо ленивых растаманских посиделок и развеселого драйва уличных музыкантов "Мегаполис. Пульс", проходивший под лозунгом "Актуальная музыка. Актуальное искусство", должен был явить москвичам музыкантов, играющих музыку на пике моды. При этом организаторы постарались в наилучшем виде воспроизвести атмосферу прошлогодней вакханалии. И хотя количество сцен сократили до двух (причем на малой не происходило практически ничего интересного), зато расширили общую территорию фестиваля за счет прилегающего к площади сквера. Над Болотной все так же витал дух свободы: хочешь – танцуй до упаду перед главной сценой, хочешь – неторопливо гуляй, хочешь – агрессивно раскатывай на велосипеде, хочешь – валяйся на газоне.

Что касается обещанной "музыки, которая станет модной завтра", организаторы несколько слукавили. Привезенные на фестиваль музыканты в большинстве своем вовсе не восходящие звезды – некоторые коллективы делают погоду в клубах вот уже второй десяток лет. Первый день фестиваля походил на съезд представителей молодежных субкультур – от растаманов до экстремалов. День прошел как-то расплывчато: с выходом на сцену очередной звезды все бросались плясать либо просто стройными рядами дефилировать вдоль Болотной фанковой походкой, а в перерывах отправлялись кемарить на солнышке. Уши посетителей, привычные к шумным электронным перверсиям и раскатистым грувам, услаждали российские команды, играющие в основном экспериментальную музыку. Патриарх русской электроники Игорь Вдовин зажигал эмбиент-треками с нового сольника "Гамма". Диджей Антон Кубиков со своим проектом "SCSI-9" расшевелил публику хаус-ритмами. Питерский дуэт "Fizzarum" был встречен не то чтобы холодно, скорее с молчаливым сосредоточенным вниманием: музыка, рождающаяся из сочетания электронных треков и громадных горнов, занятна, но танцевать под нее не получится при всем желании. Из медитативного ступора посетителей вывели иностранные команды: итальянский коллектив "Jolly Music" играл вариации на тему музыки диско, а диджеи Крис Корда и Fat Truckers свои сеты приправили изрядной долей перформанса.

Второй день оказался куда более светским. По огороженной территории расхаживали толпы тусовочных людей в карнавальных костюмах, преуспевающие личности с серьезными фотоаппаратами на плечах и спокойные семейные пары, решившие приятно провести вечер. В первой половине дня выступали российские даб-коллективы, такие как "Netslov", "КарибАсы" и "Moscow Grooves Institute". К вечеру на сцене появился "Up, Bustle and Out" – коллектив культового Бристоля, играющий минималистичное сочетание брейк-бита и живых гитарных риффов. Чуть позже к ним присоединилась развязная чернокожая MC Blaze, устроившая рэп-шараду в стиле "ну-ка, под-пой-те мне, чува-ки!". Затем эстафету принял неуклюжий, но стильный рэппер "старой школы" Beans с лейбла "Warp records".

Наконец, в девять вечера должен был выйти на сцену хедлайнер фестиваля – основатель культовой трип-хоповой группы "U.N.K.L.E" Джеймс Лавелл. Хотя многие из посетителей могли напеть известную песню "Rabbit in your headlights", мало кто представлял, что собой являет "Анкл". Те, кто знал, утверждали, что это стоящее зрелище. В результате Лавелл с партнером Ричардом Файлом отыграли угарный хаус-сет на полтора часа, в течение которых ни на секунду не дали расслабиться истекающей потом публике. В начале, правда, у них не очень сводились лупы, но колбаситься это никому не помешало.

Высокая репрезентативность фестиваля (вальяжные растаманы бок о бок с образцово-показательными молодыми семьями) косвенно свидетельствует о том, что, в общем, по фигу, какую музыку привозят организаторы. Ибо второй подряд летний фестиваль на Болотной стал, в первую очередь, народным гулянием для самых прогрессивных и позитивных.

Выбор читателей