Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Рамазан Абдулатипов: Давайте сначала разберемся, что это такое. В классическом понимании региональная политика в федеративном государстве – это способ приближения управления государством к потребностям и возможностям местных сообществ. Это, прежде всего, управление регионами, местными сообществами – экономическими, национальными, географическими. Вторая функция региональной политики заключается в разграничении полномочий между центром и регионами и выстраивании вертикали власти. После избрания президентом Путина мы начали выстраивать эту вертикаль и упорядочили взаимоотношения между уровнями властей. Во всяком случае, стараемся упорядочить. Президент очень много для этого сделал, но мы до сих пор не знаем, на какой экономической базе действуют эти власти: и федеральная, и региональная, и местное самоуправление. Разграничения полномочий не произошло. Кто чем управляет? Начальников много – экономики нет. Один пример. Принят закон "О земле, целый ряд поправок в Гражданский кодекс по регулированию земельных отношений. Принят закон "О едином сельхозналоге". А что в реальности? Сколько процентов земли у нас определено по уровню разграничения полномочий? Вы будете смеяться: 0,26%! Менее 1% земли имеет сегодня хозяина. Сколько процентов земли находится в собственности федеральной, сколько – региональной, сколько в собственности местного самоуправления – никто не знает. Мы управляем милицией, прокуратурой и т.д., но совершенно не управляем экономикой страны именно ввиду отсутствия региональной политики. Этот перекос надо исправлять правительству.
В каждом регионе свой уровень жизни, свои условия социально-экономического развития: размещение производительных сил, учитывающее климатические условия, полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы. Во всем мире экономическая база является основой для действия властей. А мы делим регионы по совершенно субъективным признакам – уровню развития экономики или уровню потребления на душу населения. Вот и получается, что власть у нас сегодня построена по вертикали, а экономика – "горизонтальная", не выстроенная, не интегрированная.
Что касается концепции региональной политики, то в 1996 г. она была утверждена президентом, а потом ее выбросили "за ненадобностью". А это был общегосударственный документ, дававший общие принципы того, на чем должны строиться отношения центра и регионов. Тогда же подготовили концепцию государственной национальной политики – она тоже была выброшена. В результате мы не занимаемся ни регионами, ни народами.
"Y": Почему, на ваш взгляд, так получилось?
Р.А.: Потому что полномочия по разграничению собственности на землю оставили за федеральным центром, а документы по этому вопросу готовятся в регионах. Огромные кипы бумаг везут в Москву; они месяц, два, три лежат в Минимущества, потом с замечаниями возвращаются в область. А почему не создать Земельный комитет, который непосредственно занимался бы этими вопросами? Региональная политика – это, прежде всего, управление собственностью. Если не заниматься региональной политикой, возможны и забастовки, и бунты, а в многонациональных регионах и межнациональные конфликты.
"Y": Вы с кем-то обсуждали эту проблему?
Р.А.: Я каждый день говорю членам Совета Федерации, правительства, президенту при встречах: нельзя, не проводя региональную политику, успешно развивать экономику. Когда я был председателем Совета национальностей, был предложен закон – "Минимальные стандарты социальных услуг". В 1990 г. в Махачкале состоялся республиканский семинар "Выравнивание уровней развития субъектов Федерации при переходе к рынку". И что? Как сегодня решается эта проблема? Москва выдает трансферт, выравнивая весь региональный фонд, на строительство школ, больниц, свиноферм... Но федеральный центр должен отвечать прежде всего за гражданина, за реализацию его прав на территории страны. Экономика в регионах разная, но права у граждан должны быть одинаковые. До сих пор нет Закона о минимальных стандартах социальных услуг. Я не понимаю, как можно выстраивать государственный бюджет, не зная минимальные стандарты, закладываемые в него. Поэтому и выглядят у нас министр финансов прекрасно и правительство хорошо, Центробанк увеличивает золотовалютные резервы, специальный стабилизационный фонд создан – и все это на фоне бедствующего населения. Наша минимальная зарплата – позор стране. Мы отдельно решаем политические и социально-экономические вопросы, а их надо вместе решать. В первую очередь, нужно знать, каких политических целей мы добиваемся принятием таких-то решений. И не выстраивать безграмотные программы. "Юг России", например – о том, где построить молочную кухню, где кирпичный завод... Зачем? Возьмите на себя решение стратегических вопросов региона: экология, социальная инфраструктура, дороги, связь, безопасность, границы. Если будет хорошая и безопасная дорога от Ростова до Махачкалы, то кирпичный завод регион построит самостоятельно. У нас же вместо этого опять примитив – финансирование незаконченных объектов в течение 5-10 лет. И это происходит из года в год. Спрашиваю губернатора: хорошо, построили 200 школ, а есть возможность содержать эти школы завтра? Нет, отвечает. Так кого мы обманываем? И почему? Потому что нет региональной политики, нет интегрирующих, базовых начал для развития государства. Нет региональной интеграции – нет интеграции в целом в России, а потому не создается новая экономическая база для развития нового федеративного государства.
"Y": Кто-то должен быть в этом виноват... Не президент ли, который работал только над одной составляющей – политической?
Р.А.: Президент – это глава государства, в большей степени определяющий политическую линию. За это должно отвечать правительство, реализующее все остальные составляющие, и регионы. Несмотря на хорошее отношение к Касьянову, повторю – я об этом говорил неоднократно: у президента сегодня правительства нет. Правительство должно заниматься экономикой – работать по конкретным программам, идущим в регионы. И эти программы должны собирать государство, а не кирпичный завод. Региональная политика должна быть направлена на собирание государства – народов и земель. Мы должны создавать условия для благоприятной экономической деятельности хозяйствующих субъектов, для рационального использования ресурсов – природных, трудовых и т.д. Наконец, мы должны думать о социально-культурной составляющей этих программ. Вот что такое региональная политика, которая у нас "все время отсутствует".
"Y": Какова роль губернаторов, Совета Федерации в решении вопросов региональной политики?
Р.А.: Многие наши губернаторы, к сожалению, хорошо знали, что выпускает Германия, и плохо знали, что производит сосед. Вертикаль выстроили, а интеграции нет. Еще в большей степени разобщились. По подсчетам специалистов, только на Северном Кавказе 60% экономических потребностей можно удовлетворить за счет внутренних ресурсов самого Северного Кавказа, а использовалось – 13-17%. Сегодня губернатор, который хочет работать, я вижу это по Аяцкову, ничем не распоряжается, у него в руках нет никаких рычагов: ни экономических, ни силовых. Такое положение губернаторов ослабляет региональную политику. Его надо исправлять. Да, какие-то перекосы мы устранили, но сделали другие – в сторону излишней централизации. Президент, встречаясь с Кириенко, когда тот докладывал, что все региональные законодательства приведены в соответствие с федеральным, спросил: "Вам не кажется, что мы, допустив перекос в сторону излишней централизации, фактически парализовали деятельность региональных властей?" Подчеркиваю: централизация и децентрализация – это два рычага в управлении государством. В одном случае централизация нужна, в другом – недопустима. Приняли Земельный кодекс, а теперь 10 лет потратим на то, чтобы он заработал. Где земля? В регионах, она там должна работать. Вы определяете правила игры и следите за тем, чтобы их соблюдали. А вы начинаете всем и вся управлять. В экономике должны действовать экономические законы, в праве – юридические, в политике – политические.
Что касается Совета Федерации, то сюда пришла работать масса людей, которые заняты только своими делами. А если так, страны не будет. С каких слов у нас начинается Конституция? Не словами о вертикали власти или о ЖКХ, а – "Мы, многонациональный народ...". И вот пока мы не соберем народ, пока мы не станем народом, мы не сможем ни реформы провести, ни обозначить себя в мире. Федерализм, демократия – это способ учета многообразия и обеспечения его единства. На местах, региональном и федеральном уровнях.
"Y": Как вы считаете, институт полпредов будет упразднен президентом?
Р.А.: Судя по сегодняшним политическим тенденциям, чисто политическое административное укрепление вертикали будет действовать. Если начнется экономическая интеграция регионов, это не суть нужно. 90% работы полпреда должна занимать защита прав и свобод человека, прежде всего социальных. В нынешнем правительстве никто не курирует региональную политику, ею некому заниматься – вырабатывать общие правила игры, анализировать, как работают регионы, изучать позитивный опыт. И полпреды не стали носителями интеграционных идей в сфере социально-экономического и культурного развития регионов. Они не стали защитниками прав и свобод народов. Это чисто политические комиссары. Их роль велика только в тоталитарной системе, а в условиях демократии – мизерна.
"Y": Есть надежда, что правительство и президент займутся разработкой региональной политики? Когда это может произойти?
Р.А.: Это произойдет обязательно. Другое дело, когда: до очередной трагедии или после нее. Новый этап президентства Путина должен включать сильную региональную и этнонациональную политику, способную не только "выстроить" всех по вертикали, но и интегрировать.
Интервью подготовила Нина Гришина.
Брюссель знает, чего хочет