Это раздражающее доверие

Главным врагом Венесуэлы нынешний президент с первых дней своего правления называл нефтяные компании, которые получают баснословные прибыли, не делясь с народом




Международная комиссия наблюдателей в Венесуэле подтвердила результаты референдума о доверии президенту Уго Чавесу. Об этом сообщил в воскресенье генеральный секретарь Организации американских государств (ОАГ), бывший президент Колумбии Сезар Гавирия. Миссия ОАГ проводила пересчет части бюллетеней в соответствии с настойчивыми требованиями оппозиции.

Прошедший неделю назад венесуэльский референдум вполне ожидаемо стал объектом внимания всего мира. Ситуация в этой стране оказывает огромное влияние на нефтяные цены: сообщение о победе президента Чавеса сразу привело к снижению цен на нефть на биржах Нью-Йорка и Лондона на 28 центов. Венесуэла, занимающая пятое место среди стран-экспортеров нефтепродуктов, располагает крупнейшими запасами нефти в Западном полушарии (77 млрд баррелей) и наряду с Мексикой является одним из крупнейших производителей нефти в Латинской Америке. На долю венесуэльской нефти приходится около 15% всего нефтяного импорта США. Аналитики надеются, что объявление о победе нынешнего лидера стабилизирует ситуацию на рынке и приведет к снижению цен на нефть.

Но дело не так просто. Напомним, что по результатам референдума о доверии президенту Венесуэлы, состоявшегося 15 августа, находящийся у власти Чавес получил поддержку большинства голосовавших – 59%. Международные наблюдатели в третий раз за неделю согласились с итогами референдума. Оппозиция же никак не желает признать поражения и этому есть причины.

24-миллионная Венесуэла последние годы играет роль раздражителя на латиноамериканском континенте. Ее лидер 50-летний Уго Чавес – весьма яркая личность, бывший полковник-десантник, участвовавший в двух попытках переворотов, переживший еще одну, уже будучи в кресле президента, отсидевший два года в тюрьме, переживший несколько покушений на свою жизнь и не скрывающий своих левых и антиамериканских взглядов союзник Фиделя Кастро, Муаммара Каддафи и Мохаммада Хатами. Те шесть лет, что он уже занимает президентский дворец, характеризуются всеми теми проявлениями, которые когда-то дали континенту прозвище "пылающий".

Мимо внимания специалистов не прошел недавний визит министра энергетики и горнорудной промышленности Венесуэлы в Россию и его успешные переговоры в Минэнерго РФ и Газпроме. Если этот факт добавить к ранее проявленной заинтересованности латиноамериканцев к российскому вооружению и, в частности, боевым вертолетам, то обеспокоенность США и их венесуэльских союзников вполне понятна: в зоне вековых американских стратегических интересов из-под влияния янки уверенно уходит одна из стран, подавая пример соседям. И это не сиюминутное настроение венесульцев – дело к этому идет не первый год.

Главным врагом Венесуэлы нынешний президент с первых дней своего правления называл нефтяные компании, которые получают баснословные прибыли, не делясь с народом (это что-то должно напомнить россиянам, не так ли?). Для затравки началось беспрецедентное сокращение объемов добываемой нефти: за первый год правления Чавеса они упали сразу на 25 млн т, соответственно, подросли цены на нее. А в конце 2001 г. был принят закон, ограничивающий долю иностранного капитала в нефтяных компаниях страны 50 процентами. Получаемые за счет экспорта нефти средства не исчезли в карманах чиновников, а пошли на инвестиции в промышленность, многочисленные социальные программы и повышение зарплат.

Американцы по старинке попытались предпринять стандартные "меры". Но армия не поддержала античавесовского переворота 2002 г. и президент вернулся в свой дворец под всеобщее ликование народа. В марте этого года он огорошил янки заявлением, что Венесуэла может вообще прекратить поставки нефти в США в случае, если попытки дестабилизировать ситуацию в стране повторится. А 8 августа, выступая в столице перед более чем 100 тысячами своих сторонников, он заявил, "что Соединенные Штаты не получат ни капли венесуэльской нефти, если будут продолжать оказывать попытки давления на волеизъявление народа", добавив, что цена на "черное золото" может дойти до $100 за баррель.

Понятно, что такая перспектива выглядит "ударом ниже пояса" для американской экономики. Не случайно, что именно в этот момент испанская El Mundo опубликовала статью, в которой утверждается, что ЦРУ готовит очередной план свержения Чавеса. Основной причиной указывается якобы имеющееся желание венесуэльского лидера создать некий "антиимпериалистический фронт", включив в него Перу, Эквадор, Колумбию, Боливию, Аргентину и Бразилию. Такой явно антиамериканский военно-политический и экономический союз может в корне подорвать влияние Вашингтона в регионе. Операция ЦРУ, по сведениям газеты, при необходимости может быть даже поддержана вооруженными силами США. Иными словами, речь идет о вероятной полномасштабной интервенции по образу югославской, афганской или иракской кампаний. Если такой сценарий хоть в какой-то мере имеет место в действительности, то пятая колонна в Венесуэле более чем необходима. И упорство оппозиции, не признающей, вопреки очевидному, итогов национального референдума вполне понятна.

Как 40 лет янки боялись и боятся экспорта революции с давно уже безобидного "Острова Свободы" – Кубы; как в страшных снах видели чуть ли не советские военно-морские базы сначала в Чили, а потом на Гренаде; как они сначала вырастили, а потом долго боролись с панамской "головной болью" – генералом-наркобароном Норьегой, так сейчас пугаются перспектив возникновения чуть ли не латиноамериканского аналога Организации Варшавского договора во главе с Венесуэлой. И хватит ли у Вашингтона решимости развязать новую военную авантюру, имея сильнейшие раздражители в проблемном Афганистане и охваченном джихадом Ираке?

Выбор читателей