Райс готовит для Буша антироссийскую почву

Оценивая в преддверии встречи двух президентов перспективы отношений России и США, эксперты отмечают, что в долгосрочной перспективе они выглядят если не мрачно, то, как минимум, туманно




В рамках подготовки встречи Владимира Путина и Джорджа Буша, которая пройдет в Братиславе 24 февраля, в Анкаре в минувшую субботу провели переговоры министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Кондолиза Райс. Стороны, в частности, обсудили подготовку к российско-американскому саммиту, присоединение России к ВТО, сотрудничество двух стран в области разоружения и ситуацию в СНГ. Райс заявила, что считает нынешние отношения между Вашингтоном и Москвой "достаточно сложными". Кроме того, незадолго до этого в интервью "Рейтер" и "Франс пресс" она говорила о том, что продвижение России к демократии "является неровным", а Кремль концентрирует власть "за счет других институтов".

Комментируя проблематику предстоящей встречи президентов, директор Института политических исследований Сергей Марков сказал "Yтру": "Особенно сложным будет вопрос Ирана. Американцы уверены, что Иран делает ядерное оружие, а Россия вместе с Европой считают, что можно контролировать действия этой страны. Тем более что Россия критическим образом зависит от сотрудничества с Ираном. Американцы по политическим причинам "отжали" нашу страну от большинства рынков высоких технологий, в том числе от строительства атомных станций. Сотрудничество с Ираном важно для выживания нашей атомной промышленности. Американцы со свойственным им эгоизмом не хотят этого понимать. Мотивируют они свои действия опасениями, что ядерное оружие может попасть в руки исламских радикалов. Теоретически мы это понимаем, но когда на кону стоит выживание собственной атомной промышленности, мы не склонны преувеличивать эту опасность".

Серьезные разногласия ожидаются и в вопросах политики США и России на постсоветском пространстве. Сергей Марков считает, что Украина – наиболее яркий, но не единственный пример противостояния. "Это и Грузия, это и Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения, Молдова. Здесь очень много противоречий. У нас уверены на опыте Украины, что США и Европа хотят дать нам роль политических игроков второго сорта. Наши партнеры обвиняют Россию во вмешательстве в дела Украины, хотя их собственное вмешательство было значительно большим. Тем самым нам дают понять, что Россия является неполноценным субъектом политики в СНГ. Мы крайне заинтересованы в сотрудничестве с бывшими советскими республиками, без них нам трудно развиваться, а американцы этот факт не хотят замечать. А мы не хотим замечать факт озабоченности американцев нашим влиянием на постсоветском пространстве, которое США рассматривают как враждебное себе. Они боятся, что Россия может прекратить эксперименты с демократией и станет авторитарным государством, противостоящим Западу, вовлечет в эту орбиту соседние государства. Поэтому существует опасность реального блокирования влияния России на постсоветском пространстве", – сказал Марков.

По словам политолога, в целом США очень ярко проявляют на постсоветском пространстве двойные стандарты. "Совершенно очевидно, что демократическое решение проблем, к примеру, Абхазии, Южной Осетии или Приднестровья – это референдум, с тем, чтобы они могли решить сами, с кем они хотят жить. Но американцы отказываются от подобного демократического решения, чем резко усиливают "оборонное сознание" и изоляционистские тенденции в российской элите ", – считает Марков.

Успокоить американцев, озабоченных авторитарным вектором политического развития России, можно было бы через укрепление демократических институтов внутри страны. "Российская элита допускает ошибку, когда полагает, что Запад боится возрождения сильной России даже в демократической форме, поскольку боится конкуренции со стороны российского бизнеса. Наша элита полагает, что озабоченность российской демократией является сугубо пропагандистской завесой, за которой стоят хищнические геополитические интересы, и это тоже ошибка. Для США имеет значение демократия как ценность, а не только как инструмент геополитики", – убежден Марков. Он отметил, что в целом российский имидж в последнее время резко ухудшился – этому способствовали и отмена губернаторских выборов, и разгром "ЮКОСа", и позиция Кремля во время украинских выборов. Однако всецело полагаться на оценки Райс, тем не менее, не стоит: "Кондолиза Райс отличается особой жесткостью по отношению к России. Россия такая страна, к которой никто не относится нейтрально, ее либо любят, либо не любят. Райс относится к тем специалистам по России, которые ее не любят. Все это прекрасно знают. Поэтому любому вопросу она всегда даст антироссийскую интерпретацию".

На переговорах глав внешнеполитических ведомств была затронута и тема "ЮКОСа". И хотя Райс заявила, что "дело "ЮКОСа" должно "решаться в соответствии с российским законодательством", Путину вряд ли будет приятно обсуждать эту тему с американским коллегой. Впрочем, полагает Марков, до этого дело, скорее всего, не дойдет: "Джордж Буш и Владимир Путин вряд ли будут обсуждать проблему "ЮКОСа" как частную. Скорее обсуждение коснется защищенности собственности, в том числе иностранной, в целом. Эта проблематика обязательно будет затронута. Само слово "ЮКОС" вряд ли прозвучит, но всем будет понятно, что это тоже подразумевается". Говоря о перспективах вступления России во Всемирную торговую организацию, Марков отметил: "США заинтересованы во вступлении России в ВТО. Это вхождение в интересах не столько России, сколько в интересах других стран, оно открывает для них наши рынки".

Прогноз Маркова относительно возможных итогов саммита звучит, в целом, оптимистично, хотя и с некоторыми оговорками: "Эта встреча будет особенно важной. России хотелось бы сохранить прежние отношения с США, они были не идеальными для нас, но все-таки не такими плохими. Однако есть угроза, что отношения изменятся. Буш пошел на второй срок, меняется парадигма его деятельности, появились новые люди в его администрации, усилились "ястребы", ухудшился не только российский имидж в целом, но и имидж Путина. Буш находится под давлением общественного мнения, которое требует значительного ужесточения его позиции по отношению к России. Но я думаю, что в целом прежние отношения Путину удастся сохранить. Прежде всего потому, что Россия и США остаются союзниками в таком важном вопросе, как борьба с международным терроризмом, эта проблема никуда не ушла. Остались и проблемы нераспространения ОМУ, борьбы с наркотрафиком. Есть и фактор хороших личных взаимоотношений".

Однако братиславской встречей отношения России и США не исчерпываются. В долгосрочной перспективе они выглядят если не мрачно, то, как минимум, туманно. "Огромный личный авторитет Путина не решает проблем, а лишь временно сглаживает их. И было бы хорошо, если бы на горизонте маячило фундаментальное решение проблем двусторонних отношений. То есть ценностное сближение России и Запада, при интенсивном внутреннем развитии нашей страны. А поскольку наши внутренние проблемы не решаются, то тактические успехи, которые имеет Путин, не снимают угрозы фундаментального разрыва. Такой разрыв может произойти не на саммите, а, скорее, при следующем кризисе, похожем на украинский", – резюмировал Марков.

Выбор читателей