Любовь без денег – команда на ветер

Как выжить небольшому провинциальному клубу в окружении "детей" олигархов, в эксклюзивном интервью "Yтру" рассказал президент пермского "Амкара" Валерий Чупраков


ФОТО: amkar.ru



Вы никогда не задумывались над тем, что в последние полтора десятка лет чемпионами России по футболу становились только московские клубы? "Спартак", "Локомотив", ЦСКА... Лишь Валерий Газаев в 1995 г. привел к чемпионству владикавказскую "Аланию". Почему так? Ответ лежит на поверхности – деньги.
У пермского "Амкара" – самый маленький бюджет в премьер-лиге. За неполные 10 лет пройден путь от команды комитета физкультуры, выступавшей на первенстве области, до небывалых вершин – в 2003 г. "Амкар" вышел в премьер-лигу. Как выжить небольшому провинциальному клубу в окружении "детей" олигархов, в эксклюзивном интервью "Yтру" рассказал президент "Амкара" Валерий Чупраков.

"Yтро": Что в 1993 г. – в сложное для всей России время – подвигло вас заняться организацией футбольного клуба?

Валерий Чупраков: Две причины. Одна причина – то, что существовала команда завода, состоявшая из игроков, которые работали на наших станках. Мы выиграли все, что можно было выиграть: и город, и область, и Кубок – и на чествовании команды задали вопрос, мол, Михалыч (генеральный директор Завода минеральных удобрений), а слабо дальше? А потом пришел Сергей Оборин, предложил нам мини-футболом заняться. Я его уговорил в большой играть. Тем более что "Звезда" тогда у нас падала, гибла. Игроки были предоставлены сами себе, занимались не спортивной жизнью. Поэтому мы решили создать новую команду. Первыми помощниками были мой заместитель, коммерческий директор, ныне гендиректор завода, и Сергей Оборин – главный тренер. В свое время оба защищали ворота "Звезды". Так что причины две: первая – заводская команда, вторая – хотелось сохранить футбол в Перми, потому что ему скоро будет 100 лет.

"Y": Вы могли тогда предположить, что первый рубль, вложенный в новую команду, выльется во много миллионов?

В.Ч.: Конечно, нет! Потому что я в принципе никогда не вкладывался в большой футбол, да еще и в то время. Тогда расходы были не такие существенные для завода.

"Y": С вашим переходом на другую должность как складываются отношения с заводом, что-то изменилось через 12 лет?

В.Ч.: Ничего не изменилось. Уйти с завода не значит перестать быть одним из трех хозяев, которые держат контрольный пакет акций. Как акционер я остался на заводе.

"Y": Вы осознаете, что, создав клуб, вписали свое имя в историю российского футбола?

В.Ч.: Наверное. Когда в премьер-лигу вошли, болельщики обещали даже памятник поставить, вот, третий год никто не ставит (смеется). Думаю, что поставят еще. Хотелось бы при жизни.

"Y": Почему власть имущие холодно относятся к футболу в Перми, ведь область – одна из богатейших в России?

В.Ч.: Не совсем холодно. Все равно какую-то лепту вносят. 35 млн руб. в год мы получаем от области. Город ничего не дает, но он предоставил нам стадион, поэтому я считаю, что вклад города и края весом. Конечно, как всегда, хотелось бы большего. Но, как говорится, чем богаты, тем и рады.

"Y": Но у вас небольшой бюджет – всего $7 миллионов...

В.Ч.: Я не могу ответить за Олега Анатольевича, нашего губернатора, но думаю, что как экономист он расценивает так: если профессиональный клуб, то должны получать дивиденды, может быть моральные, а хорошо, если и финансовые. Не согласиться с ним нельзя, но опять же, учитывая специфику России, надо понимать, что кроме как в Москве и Санкт-Петербурге таким образом ни одну команду поднять нельзя. Если нам не будет помогать власть, не будет никакого футбола, разве что на уровне областного чемпионата – днем работаю, вечером играю. Поэтому здесь нужна государственная программа, на уровне президента. Мне кажется, что без его вмешательства в спорте ничего добиться. На энтузиазме отдельных людей ни один вид спорта держаться не сможет. Нужно знать, что в России развивать на профессиональном уровне, где мы имеем какие успехи, – например, хоккей у нас гордость, надо развивать его дальше, т.е. на те виды спорта, которые дают нам медали, надо обращать внимание в первую очередь. И второе – такие виды спорта, которые максимально отвлекают детей от улицы. А футбол – это во всех странах самый народный вид спорта.

"Y": Наверное, от провинциальной команды отдачи будет больше, чем в от столичной. Пример – "Динамо": игроки дорогие, а игры никакой.

В.Ч.: Конечно, если бы у меня были такие деньги, как у "Динамо", мы бы сейчас играли на уровне ЦСКА с таким тренером, как Оборин. Он же берет пацанов из второй лиги и из них делает футболистов премьер-лиги. А так ведь легко, когда тебе накупят футболистов, которым не надо ничего объяснять, они уже профессионалы, они уже все знают.

"Y": Тем не менее хороших результатов это не гарантирует.

В.Ч.: Это зависит от того, кого набрали и кого поставили во главе команды. А вообще, футболисты нынешнего уровня не должны миллионы долларов в год получать, красная цена им – $300 тысяч.

"Y": Как вы считаете, нужно установить какой-то порог зарплат, как сделали в НХЛ?

В.Ч.: Можно попробовать. Дурное дело - обсуждать других. Каждый на что-то надеется, как получится, так получится.

"Y": Вы надеетесь?

В.Ч.: Почему нет? Мы уже доказали всей России, что из ничего можно сделать все.

"Y": Такие результаты зависят не только от руководства, но и от футболистов.

В.Ч.: И от них в том числе. Но важны и взаимоотношения руководства с футболистами, футболистов между собой. Поэтому когда мы подыскиваем игрока, то смотрим, как он впишется в команду.

"Y": А патриотизм?

В.Ч.: В какой-то степени он очень важен, я думаю, что со временем патриотизм будет повышаться, поскольку сейчас восстановлена школа, даже сделали школу-интернат. Скоро у нас появятся местные игроки. А патриотизм местных, конечно, намного выше, не в обиду остальным ребятам. Я уверен, что если бы они могли играть в своем городе на определенном уровне, они бы играли в том городе, где родились.

"Y": У вас есть игроки, которые не уходили из клуба даже при хороших предложениях?

В.Ч.: Есть; вообще мы подписываем долгосрочные контакты, на четыре-пять лет. Самое интересное, что, если проследить историю игроков, которые уходили из "Амкара" за все годы его существования, на приличном уровне в приличной команде заиграл только один человек – Зырянов, остальные потихоньку-потихоньку после "Амкара" сходили на нет, либо дивизионом ниже, либо вообще заканчивали карьеру. Здесь они были всем, а там поодиночке они никто. Что на них повлияло? Все. Начиная от условий, взаимоотношений, профессионализма, привычки к тренеру, понимания его. Тот же Зырянов в 18 лет у нас был, как в "Локомотиве" Лоськов, он дирижировал всей командой, он талант. Часто игроки приходят – не могут понять, теряются, не могут вписаться в стиль игры, систему. А у нас ребята хорошие, молодежь подрастает, много талантливых – Волков, например.

"Y": Да, "Динамо" в прошлом году это прочувствовало в полной мере... С таким бюджетом иностранных игроков вы купить можете не много – как быть в этой ситуации?

В.Ч.: Конечно, за $16 млн игроков мы не покупаем, которые, к тому же, выходят на поле и не знают, что делать. Есть у нас иностранцы, но более дешевые. Опять же, многое зависит от искусства тренера. Да и люди, которые приходят к нам, знают, что здесь хоть и небольшие деньги, но никогда не обманывают, в долгах никогда не были, что создана приятная атмосфера для жизни команды и для игры, понимают, что тренер – настоящий профессионал, думающий, творческий человек. Если бы таких условий не было, не пошли бы к нам игроки, тем более из-за границы.

"Y": Какое место команда планирует занять в этом году?

В.Ч.: Поставлена задача – восьмое место, не ниже. Посмотрим, мы же состав почти наполовину поменяли. Из тех игроков, которые играли в прошлом сезоне, я знаю, что могли бы постараться, а новые должны показать, что за уровень они имеют.

"Y": Чего не хватает небольшим клубам, находящимся вдалеке от столичных миллионов, для полноценной жизни? А может, у вас есть рецепт выживания?

В.Ч.: Рычаги нужны, чтобы привлекать спонсоров, нужна мотивация. Если за рубежом она связана с понятием налогообложения, у нас говорят, что это тут ни при чем. Это человеческий фактор. Надо вплотную работать с законодателями, чтобы они поняли, что баскетбол, футбол, хоккей выполняют важную социальную миссию, связанную с детьми, отвлечением их от пагубных привычек. Они должны это понять, но на сегодняшний день не понимают. Депутаты думают, что деньги, которые даются, уходят в песок и никакой роли не играют, ничего существенного не меняется. Скажу избитую фразу, но это правда: нужно спорт возвести в ранг государственного, только тогда на местах мы сможем что-то сделать. И главное, что здесь не надо изобретать велосипед. Надо всего лишь вернуться к той системе, которая была раньше: вернуть трудовые резервы. Немцы взяли у нас эту систему и прекрасно живут, у них, допустим, один-два клуба профессиональных, потом массовый и детский спорт. Спонсоры дают деньги на профессиональный спорт, власти – на развитие массового. А когда все хотят только за счет спонсора сделать... Чудес не бывает, это когда-нибудь закончится, и тогда будет очень плохо.

"Y": У вас на форме нет генерального спонсора. Можно написать "Минеральные удобрения".

В.Ч.: Написали один раз уже. Но журналисты же все умные у нас! Написали "вот вышли смешки с минеральными удобрениями играть", и мы убрали эту надпись. Пусть это место будет для тех, кто готов вложиться в нашу команду, для генерального спонсора. В каждом интервью, когда такой вопрос мне задают, я говорю, что мы даже готовы поделиться властью в клубе на паритетных началах, отдать контрольный пакет акций. Пожалуйста, заходите, управляйте – но желающих нет. Вопрос в том, чтобы детишек привлекать: только когда есть на кого равняться, когда есть свои кумиры, только тогда мальчишка пойдет в секцию. Так что если "Минеральные удобрения" откажутся спонсировать, клуб до областного уровня спустится. Возрастет уровень детской преступности. Вот сейчас "Молота" не будет, а хоккеем в Перми много кто занимается, и куда идти детям?

Выбор читателей