Квартиры в обмен на грядки

Пока в сфере недвижимости не будет существовать четкого алгоритма определения того, что и сколько стоит, попытки востребовать с властей за покосившийся домишко одну, а то и несколько новых квартир будут продолжаться




Память человеческая коротка. Сегодня уже мало кто помнит суть конфликта, случившегося в начале этого лета в Южном Бутове. Еще меньше тех, кто способен ответить на вопрос, чем это дело завершилось. С уходом с "поля битвы" телекамер, политиков и вездесущих "общественников" народный интерес к происходившему довольно быстро сошел на нет. Вместе с тем, как в старом анекдоте про пропавшие серебряные ложки, которые впоследствии нашлись, "осадок остался". О том, что это за осадок, догадаться нетрудно, что же до истинных причин конфликта – доискиваться до них готов не каждый. А зря.

Некоторое время назад в газете "Московская правда" были опубликованы данные по нескольким бутовским адресам, вокруг которых еще совсем недавно кипели шекспировские страсти. Вот эти данные.

Изюмская улица, дом 5. Здесь в мае–июне 2006 г. один человек оформил договоры дарения семерым абсолютно посторонним людям:
1. Трощенков С.Н.;
2. Угрюмов А.В.;
3. Ломидзе Э.Л.;
4. Торгачев И.А.;
5. Егоров С.Б.;
6. Сирица Т.А.;
7. Ануров Б.А.
В результате каждый из перечисленных получил в собственность по 0,64 кв. м жилплощади и требует по отдельной квартире в центральной части города.

Изюмская улица, дом 9А. В июне 2006 г. по договору купли-продажи в доме появилось сразу пятеро новых собственников:
1. Байсагурова Л. (11 кв. м);
2. Михайлюта А. (8,6 кв. м);
3. Литвина Л. (12 кв. м);
4. Корочкина Е. (8,6 кв. м);
5. Эгенбург Е. (82 кв. м).
Все они желают получить по однокомнатной квартире, причем отнюдь не в Южном Бутове. Гражданин Эгенбург требует соразмерную квартиру в центре города.

Изюмская улица, дом 18. Собственник Шустрова О.В. в июне 2006 г. по договору дарения передала свою собственность четверым:
1. Шенгелия;
2. Кравцова;
3. Кардова;
4. Смирнова.
У каждого в собственности по 14 кв. метров.

Богучарская улица, дом 4А. В июне 2006 г. по договору дарения появилось пять новых собственников:
1. Байсангуров Т.П. (2,4 кв. м);
2. Падания М.Ш. (3,6 кв. м);
3. Михайлюта Т.Г. (3,6 кв. м);
4. Ломидзе Л.П. (3,6 кв. м);
5. Трофимова И.Л. (3,6 кв. м).

Согласитесь, приведенные данные заставляют несколько иначе взглянуть на историю "мятежного" района. Правда выявленное журналистами "Московской правды" южнобутовское ноу-хау таковым, по сути, не является. К подобной практике нередко прибегают склонные к авантюрам граждане не только в Москве и не только в России. Желающие "пустить корни" на площадях, предназначенных к изъятию для государственных нужд, с последующим шантажом властей, были всегда и везде, где законодательство не предполагало четких методов разрешения конфликта между властями и собственниками изымаемой земли. Нет таких механизмов и в нашей стране. Точнее, некое их подобие существует, но заметные расхождения в законодательстве регионального и федерального уровня не позволяют наработать соответствующую правоприменительную практику.

О необходимости более четкого формулирования в федеральном законодательстве процедуры изъятия земли под государственные нужды говорил в своем недавнем интервью "Российской газете" префект Юго-Западного административного округа Москвы Алексей Челышев. "Закон обязательно должен предусмотреть не только денежную компенсацию, как сейчас, но и в натуральном виде, в зависимости от занимаемой семьей площади и количества комнат. Сейчас эта норма предусмотрена лишь в законе города Москвы: имеются у вас три комнаты, получите за них трехкомнатную квартиру. В федеральном законе этого нет.

Тем же Прокофьевым (главным фигурантам бутовской истории, отказавшимся переезжать из собственного дома в предоставленные городом квартиры) по федеральному законодательству мы обязаны выплатить лишь деньги – за их 13 кв. м площади и 2,85 сотки земли. На эти деньги и одну квартиру не купишь по сегодняшним ценам, не говоря о двух", – отметил префект.

Действительно, пока в сфере недвижимости не будет существовать четкого алгоритма определения того, что и сколько стоит, попытки востребовать за несколько грядок и покосившийся домишко одну, а то и несколько новых квартир будут продолжаться. Более того, подобное положение дел и дальше будет служить благоприятной почвой для появления разного рода деятелей (см. список), горящих желанием погреть руки на возникающих противоречиях. Все это в полной мере подтвердил бутовский конфликт, уроки из которого необходимо извлечь всем заинтересованным сторонам.

Выбор читателей