Особенности национального футбола

В России регулярно обостряются проблемы маленьких клубов, которые, сохраняя прописку в премьер-лиге, не в состоянии подтвердить и обеспечить ее деньгами. Свежие примеры — "Амкар" и "Сатурн"




В последние годы межсезонье чемпионата России по футболу регулярно обнажает проблемы маленьких клубов, которые, сохраняя прописку в премьер-лиге, не в состоянии подтвердить и обеспечить ее деньгами. Виной тому многомиллионные долги, неумелый менеджмент, а также особенности финансирования российского спорта и футбола в частности, который не может быть самостоятельным и прибыльным. Судя по всему, эта тенденция сохранится надолго.

Рука помощи

Многострадальное межсезонье для "Сатурна" и "Амкара" завершилось 25 января в Доме футбола на Таганке на собрании руководителей Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ). "Сатурн", как известно, уходит, "Краснодар" приходит, "Амкар" остается.

Этому предшествовали долгие и мучительные потуги раменчан и пермяков найти хоть где-нибудь и хоть какие-нибудь деньги. Если с подмосковной командой все стало ясно в середине января, когда отказавшийся покупать клуб литовский бизнесмен Владимир Романов похоронил последние надежды на спасение клуба, то шансы "Амкара" выглядели довольно неплохо. И в итоге если для почившего "Сатурна" собрание стало сугубо формальным, а для "Амкара" судьбоносным. Однако начиналось все одинаково.

В канун Нового года правительство Московской области приняло решение о ликвидации "Сатурна", так как большие долги не позволяют команде даже заявиться на следующий сезон. Про зарплаты игроков, новые трансферы и другие виды "роскоши" говорить не приходится. За неделю до этого "Амкар" сообщил о том, что снимается с розыгрыша чемпионата России 2011/12 из-за схожих проблем. Оба клуба находятся на содержании местных властей, которые объявили, что не намерены дальше вкладывать деньги в свои команды. Поэтому футбольные руководители обратили свой взор на частный капитал в поисках спонсоров. У пермяков помимо стандартных просьб о помощи к федеральным властям и чиновникам российского футбольного союза (РФС) были и активные болельщики, которые начали сбор денег для спасения клуба.

Перипетии "Сатурна" оказались более интересными. Поиски спонсоров, по слухам, начались еще осенью. Но раз за разом все срывалось: власти Московской области отказывались продавать вместе с клубом стадион и базу отдыха. Потенциальные инвесторы, с удивлением понимая, что им готовы вручить только бренд и кучу долгов, недоуменно крутили головами и расходились. При этом главным претендентом на спасение команды был литовский бизнесмен Владимир Романов, первое предложение которому было сделано еще в декабре прошлого года. Предприниматель уже владеет россыпью спортивных клубов: ему принадлежит баскетбольный клуб "Жальгирис", а также футбольные – шотландский "Хартс", белорусский "Каунас" и белорусский "Партизан". Раменчане идеально бы вписались в эту компанию.

Однако опять не сложилось. Романов официально объявил, что не будет покупать подмосковный клуб, так как главного акционера не устроило его предложение. Впрочем, обратный поворот не сильно бы исправил ситуацию: игроков в "Сатурне" практически нет - они подписали соглашения с другими клубами, главный тренер команды уже возглавил донецкий "Металлург". Таким образом, остался лишь бренд, точнее команда "Сатурн-2", созданная на основе футбольной школы. Она будет играть во втором дивизионе.

В тот момент заявление главы РФС Сергея Фурсенко было весьма показательно. Он сказал, что в подобных ситуациях не намерен обращаться за помощью к премьер-министру, а также призвал в дальнейшем вообще отказаться от этой практики. "Перед тем как обращаться к руководству страны, нужно самим что-то сделать. Как мне представляется, практика обращения к премьер-министру не совсем верна. Нужно создавать условия для развития. Наше основное дело – научить клубы самостоятельно зарабатывать. Обращаться же к Владимиру Владимировичу по поводу спасения кого-либо я лично точно не буду", - сказал футбольный чиновник.

Такой вот реверанс в сторону провинциального футбола, который вопреки своей непривлекательности для инвесторов должен сам находить деньги на существование. И, тем не менее, нашел. На этот раз денежные вливания в клуб пошли в основном со стороны частного капитала, о чем гордо и объявили руководители пермяков на собрании РФПЛ в присутствии Фурсенко. Спортивный директор "Амкара" Виктор Засульский даже похвастался цифрами, указывая на соотношение пропорций, 30% дал бизнес, 70% - региональные власти. Это очень порадовало главу РФПЛ Сергея Прядкина, который заявил, что "будущее за частными клубами".

В итоге, исключение из РФПЛ подмосковного "Сатурна" было официально утверждено, вместо него приняли ФК "Краснодар", занявший пятое место в первом дивизионе, что изначально не давало никакого права команде претендовать на место среди сильнейших. Однако занявший третье место "Нижний Новгород", также не мог перейти в РФПЛ, так как клуб из того же региона, что и вышедшая со второго места "Волга". Бюджетных средств на два клуба премьер-лиги просто не нашлось бы. Точно такая же ситуация у "КамАЗа" из Набережных Челнов, делящего бюджетные средства с "Рубином".

Вместе с тем, и Кубани уже было обеспечено представительство в премьер-лиге: главный соперник "Краснодара" - ФК "Кубань" - завоевал золотые медали первого дивизиона 2010/2011. Но у "Краснодара" частный владелец и с деньгами, по крайней мере на уровне первого дивизиона, все хорошо. Исходя из этого, руководство Лиги выдало счастливый билет краснодарцам, убедившись в их финансовой состоятельности. "Амкар" же, в последний момент отказавшийся сниматься с чемпионата, будет теперь находиться под усиленным контролем футбольных властей. Как выяснилось, свое заявление о выходе из лиги руководство клуба забрало буквально накануне собрания, попутно предоставив гарантии своей платежеспособности при непосредственном участии губернатора Пермского края Олега Чиркунова.

Социальные обязательства

С приходом в Россию легких и, что самое главное, больших нефтяных денег, футбол получил социальный элемент для власти. Бизнесмены по указу сверху выстраиваются в очередь для спасения очередного провинциального клуба, выполняя тем самым социальный долг перед государством. Последнее же, в свою очередь, набирает политические очки. Недавняя история с "Амкаром" и "Сатурном" показала, что для того, чтобы добиться помощи от государства, клубу нужно дойти до критической точки.

Раньше такие проблемы решались по одному сценарию: команда, начиная с середины сезона, во всех аспектах планомерно скатывалась вниз, и даже оставаясь в элитном дивизионе, продолжала биться в конвульсиях. Руководство клуба судорожно искало спонсоров, а необоснованно раздутые зарплаты игроков только увеличивали долги. Вместе с тем местные власти утверждали, что денег для дальнейшего финансирования команды просто нет в бюджете. После этого поднималась волна недовольства со стороны болельщиков, да и всего города. Писались письма в правительство с просьбой дать денег, спасти массовый спорт. В итоге все по привычке обращались к Владимиру Путину, считая его единственным человеком, способным решить проблему. Это действовало – глава правительства приезжал, говорил о "футболе для народа", находил (вернее указывал) спонсоров и с мешком благодарностей уезжал в Москву. Таким образом несколько лет назад были спасены "Томь" и "Крылья Советов". Но это, безусловно, тупиковый сценарий.

Футбольные активы

В российской футбольной премьер-лиге всего лишь два клуба высокого уровня находятся на содержании частных владельцев - это "Спартак" и "ЦСКА". Именно эти команды существуют как бизнес-проекты, сами строят стадионы, вкладывают свои средства в развитие инфраструктуры и, что немаловажно, нацелены на прибыль. Однако говорить о доходах пока рано, потому что даже для московских грандов нынешним успехом можно считать самоокупаемость. В сравнении с остальными командами, это безусловное достижение.

В данном случае не стоит брать в расчет "Зенит" и "Локомотив", находящихся на содержании отраслевых монополистов "Газпрома" и "РЖД". Остальные клубы финансируются из регионального бюджета при участии нескольких спонсоров, доля которых невелика. При таком подходе менеджменту не нужно сильно задумываться над организацией клуба как коммерческой структуры - деньги капают сверху, а стадионы по большей части являются муниципальными. Да и в отличие от Европы на болельщиков рассчитывать не приходится. Зритель не торопится платить рублем за провинциальный спортивный спектакль на старом стадионе. И как только кончаются государственные деньги, заканчивается, в регионе заканчивается и футбол, так как спроса на него нет.

Дело в том, что, покупая клуб, будущий владелец получает огромный долг, необходимость немедленно платить за новых игроков, зарплату старым, за организацию сборов. Прибавить сюда еще зарплаты более 200 административным работникам, и получается весьма солидная и уходящая в бездну сумма. При этом владелец не получает в собственность стадион, базу, инфраструктуру и сопутствующие права. Все это находится в ведении другого юрлица. По сути, ценных активов в команде нет. Есть непомерно раздутая зарплатная ведомость игроков и содержание команды. Сколько бы денег не было, при такой организации отбить их или что еще сложнее – заработать, невозможно. Вкупе с наполовину бесплатным футболом на ТВ, картина для бизнеса выглядит удручающая. В свете таких событий любой потенциальный спонсор выглядит как мессия, которой снимет клуб с дотационной иглы.

Выживает сильнейший

Сложившаяся ситуация требует от нового руководства российского футбола решительных мер. После перехода на систему "весна-осень" и права принять ЧМ-2018 Сергей Фурсенко стал одновременно и флагманом и заложником реформ в отечественном футболе. Многие эксперты, пусть и не без иронии, сходятся во мнении, что глава РФС, по сути, пропагандирует правильные идеи. Однако нюанс, в данном случае грозящий стать проблемой, кроется в российской действительности.

Несмотря на грядущие колоссальные расходы государства на развитие футбола, городов и проведение мундиаля, власти пытаются плавно переложить часть затрат на плечи бизнеса. Тот, в свою очередь, не хочет заниматься меценатством, а намерен зарабатывать деньги. Это трудно сделать в условиях, когда телевизионная аудитория матча "Спартак"- "ЦСКА" уступает на коленке снятому сериалу, а деньги с проданных билетов на матч не могут покрыть расходы на аренду стадиона.

Маркетинг и телевидение также не приносят российскому футболу ожидаемых доходов - 60 миллионов евро от продажи прав на трансляции на 16 клубов - не очень большая сумма, особенно учитывая российский "перегретый" рынок. Да и мало кто будет платить хорошие деньги за то, что порой и даром не заинтересует. И чем больше государство будет распределять команды по дивизионам, не предлагая при этом нормальных условий для коммерческого и структурного развития клубов, тем меньше у нас будет "Сатурнов" и "Амкаров".

Выбор читателей