Россиян ждут новые поборы

Лицемерие, с которым работает правительство – вот главный бич нашей экономики. Сначала во всеуслышание декларируется сдерживание налогов, а в итоге они "прощаются" лишь сильным мира сего

У правительства нынче новое развлечение - игра в налоги. Особенно увлекательной игрушкой они оказались в руках Минфина. Вот и тешится ведомство без остановки: нужно пополнить бюджет - меняем налоги, поставили задачу вывести бизнес из тени - опять беремся за налоги, пришла пора избавляться от неравенства в обществе - снова на налоги одна надежда. Вот только однообразие предложений удручает: все так или иначе сводится к повышению налоговой нагрузки.

 Фото: GLOBAL LOOK press/ Allexander Makarov

Началась эта свистопляска еще с последнего послания Президента Федеральному Собранию. Тогда Путин иронично отметил страх Силуанова перед снижением налогов. Да такой силы страх, что министр финансов даже просил Владимира Владимировича не озвучивать то, как хорошо налоговые льготы повлияли на сферу IT. Однако тогда Путин четко всё расставил по своим местам, и снижению налогов был дан зелёный свет.

Впрочем в Минфине призыв президента истолковали как-то слишкрм по-своему, специфично, буквально в стиле "он художник, он так видит". Начали с обсуждения налога на роскошь, потом взялись за повышение НДФЛ до 15% в случае отказа от выплат в индивидуальный пенсионный капитал (а платить, естественно, никто не жаждет – вера в пенсии утрачена давно и надолго), а теперь вот предлагают повысить НДС до 22%.

Единственное исключение – предлагают освободить от налогов лица, являющиеся резидентами других государств и  попавшие под санкции. Но простым людям подобные поблажки не грозят. Чтобы попасть в число таких "льготников", нужно владеть очень крупным бизнесом (возможно, и по результатам сомнительной приватизации 90-х), иметь тесные отношения с властью и второе гражданство. Хорошо, что про отмену импортных пошлин для яхт пока не вспоминают… Так что же ждет нас, простых смертных?

Скорее всего, первым делом воплотят в жизнь намерение о снижении социальных отчислений в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования до 22% с параллельным повышением НДС с 18% до 22%.

На практике налоговый манёвр "22/22" выглядит следующим образом. Во-первых, предприниматели будут меньше платить отчислений в социальные фонды за своих сотрудников. Сейчас отчисления в пенсионный фонд и фонд социального страхования составляют 30%. Снижение этих выплат – действительно хорошая новость. Именно ради экономии на этих отчислениях некоторых сотрудников не оформляют в штат, или приписывают им минимальную зарплату "для галочки", а всю остальную часть платят в конвертах. Снижение сборов, конечно, не выведет весь бизнес из тени, поскольку этот сектор экономики у нас слишком большой – 11% сотрудников вообще никак не оформлены, а более 40% работоспособного населения так или иначе связаны с теневым сектором. Но подвижки в вопросе легализации предпринимательской деятельности точно будут. Люди уходят в тень просто оттого, что других вариантов выживания нет. Будут условия для нормального ведения бизнеса лучше, будет и "белое" оформление.

Однако, по логике Минфина, допустить снижение поборов с населения – непозволительная роскошь, несмотря даже на гигантские российские золотовалютные запасы… По задумке кабмина, повышение НДС до 22% должно компенсировать снижение социальных отчислений. Но если посмотреть на объёмы, которые финансовое ведомство собирается компенсировать повышением налога на добавленную стоимость, то либо выход бизнеса из тени не ожидается, либо нас вводят в заблуждение, и под шумок просто стараются снова засунуть руку в карманы россиян.

Прибавка этих 4% к стоимости товара может очень болезненно сказаться и на потребителях, и на производителях. Реальные располагаемые доходы населения и так в прошлом году сократились на 5,9%, и не имеют очевидной тенденции к росту. А тут еще повышение цен из-за новых ставок НДС! На поясах, которые у нас принято затягивать, придётся делать новые дырки…Объёмы розничной торговли в 2016 году упали на 5,2%, и это не только из-за того, что люди стали предпочитать более дешёвые товары и продукты, но и потому, что вообще стали меньше потреблять (физический объём проданных товаров в 2015 году сократился на 10,3%, даже еды купили на 9% меньше...). В 2017 году свои шесть соток с грядками не потеряют своей актуальности.

Чтобы хоть как-то поддержать спрос и не остаться у разбитого корыта, предприниматели будут вынуждены снижать отпускные цены, жертвуя прибылью. Может быть, тогда бизнесу и населению дадут доступный капитал? Не тут-то было! Повышение НДС, по прогнозам Минфина, должно привести к росту инфляции на 2%. А значит, прощай снижение ключевой ставки ЦБ, и дешёвые кредиты, которые могли бы подстегнуть экономику к росту...

И самое главное – в такой ситуации практически не изменится соотношение отчислений в пользу государствас прибыли. Сейчас, по подсчётам Всемирного банка (отечественная аналитика не полная и хитро не включает десятки неналоговых платежей), в России бизнес вынужден платить примерно 47% от прибыли – очень много. Удивительно, но даже Антон Силуанов признал, что финансовая нагрузка в России одна из самых высоких в мире. Но признать, в нашем случае, - не значит начать исправлять. Оптимальной же нагрузкой, если верить исследованиям, например, Высшей школы экономики, являются значения, близкие к 30%. Тогда достигается наилучший баланс между заинтересованностью бизнеса в легальной работе и сборами в бюджет. Так что сейчас у нас нагрузка вопреки фундаментальным исследованиям в 1,5 раза выше оптимальной. И при этом мы ждем новых повышений налогов. Игнорируется не только свой (вот в Омской области решили продлить налоговые каникулы, поскольку предыдущая программа позволила поднять собираемость налогов с индивидуальных предпринимателей на упрощённой схеме на 10%), но и зарубежный опыт.

А зря. Ведь примеров немало, и все они очень наглядные. Так, во время недолгого правления Джона Кеннеди в начале 60-х снижение налогов в Америке практически моментально дало плоды, и привело к росту ВВП на 3,74%. Мы же пока о таких темпах роста можем только мечтать. Но еще более убедительный результат был достигнут Рональдом Рейганом. Оставив за скобками противостояние с СССР, стоит признать: экономическая модель 40-го президента США оказалась успешной. Снижение подоходного налога на 23% привело к созданию 40 млн новых рабочих мест и бурному росту экономики. Вообще США, пережившие множество налоговых реформ, опытным путем доказали, что повышение налогов, соответствующее 1% ВВП, ведёт к снижению фактического ВВП на 3%.

Через волну снижения налоговых ставок прошли многие европейские страны в уже более понятное нам время XXI века, в Бразилии в 2015 году вообще отменили налог на персонал, и это положительно сказалось на деловой активности. Кроме того, снижение финансовой нагрузки ведёт к росту потока иностранных инвестиций в страну. А Минфин всё это отрицает, так же, как священная инквизиция отрицала инакомыслие как ересь во времена Средневековья.

Логика у предстоящего налогового маневра только одна – косвенные налоги проще собирать. От уплаты НДФЛ и социальных сборов еще как-то можно уклоняться, избегая официального оформления сотрудников, а вот НДС исправно оплатят потребители. Да, на какой-то короткий срок, государство, может быть, и останется в плюсе. Но лишь до того момента, пока не начнет сказываться негативное влияние нововведений.

Лицемерие, с которым работает правительство – вот главный бич нашей экономики. Сначала во всеуслышание декларируется сдерживание налогов, а в итоге налоги сильным мира сего прощаются (и даже могут быть компенсированы налоги с 2014 года), а простые люди получают повышение за повышением. Такой вот прямо-таки "сеньор Помидор", который ввел налог на воздух, успевая попутно возмутиться тем, что людям стало "дорого дышать". Называть черное белым, а белое черным, конечно, удобно. А главное, что не нужно проявлять особенных усилий: главное – казна полна, а народ… как-нибудь, да прокормится.

Но это не может длиться долго – экономика не будет развиваться, люди не станут лучше жить. В общем, дышать не по карману. Рано или поздно Минфину придётся разработать программу именно снижения налогов без всяких попутных выкрутасов. Вот только, если нынешний министр так и останется глух к окружающему миру – к народу, бизнесу, и даже президенту, то реформы будет проводить уже совсем другой человек. Все ведь помнят, что сеньор Помидор то в итоге плохо кончил.

Выбор читателей