Украинский кризис оставил Россию без ледокола

Сроки сдачи головного атомного судна "Арктика" переносятся с 2017 на 2019 год. Из-за конфликта с Незалежной возникли проблемы с поставкой турбин. Срыв проекта может привести к серии чиновничьих отставок

Президент РФ Владимир Путин поручил перенести с 2017 на 2019 г. срок сдачи головного атомного ледокола ЛК-60Я "Арктика", строительство которого затягивается по причине прекращения сотрудничества с украинскими предприятиями. Из-за задержки проекта могут полететь чиновничьи головы: глава государства поручил Счетной палате, Генпрокуратуре и ФСБ разобраться в ситуации, по итогам могут быть приняты "кадровые и организационно-управленческие решения".

Фото: Руслан Шамуков/ ТАСС 

Перенос сроков состоялся еще в мае, но известно об этом стало только сейчас, пишет "КоммерсантЪ". Ледокол, о котором идет речь, строится с 2012 г. за бюджетный счет на ООО "Балтийский завод - судостроение" (БЗС, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). На проект выделено 37 млрд рублей. Заказчиком выступил ФГУП "Атомфлот", подконтрольный Росатому.

Судно предполагалось спустить со стапелей в этом году. Однако ключевой проблемой проекта стали турбины. Их должен был испытать Харьковский турбинный завод, но после конфликта с Украиной в 2014 г. стенд пришлось строить на отечественном предприятии "Киров-Энергомаш" (КЭМ). Эти работы идут, но с опозданием: сейчас испытание проходит первая турбина, вторая должна быть испытана к октябрю. В ОСК при этом говорят и о других сложностях: кадровые проблемы, большой временной разрыв в реализации подобных проектов, утрата компетенций, переделка техпроекта и документации.

Когда БЗС из-за проблем с турбинами попросил заказчика перенести сдачу "Арктики" на середину 2019 г., обращение прошло по цепочке Росатом - правительство - Совбез и легло на стол к президенту. При этом члены коллегии возглавляемой вице-премьером Дмитрием Рогозиным Военно-промышленной комиссии разошлись в путях решения проблемы с членами Совета безопасности. Первые уверяли, что достроить корабль вовремя невозможно, вторые требовали соблюсти установленные ранее сроки. В итоге Рогозин дал поручение всем задействованным в проекте структурам согласовать итоговые графики постройки. Решение по срокам будет принято в скором времени руководством Росатома и ОСК.

Участники проекта перекладывают вину друг на друга. ОСК обвиняет КЭМ в изготовлении некачественных паротурбинных установок, а ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (Крыловский ГНЦ) - в проблемах с системами электродвижения. КЭМ утверждает, что Крыловский ГНЦ более чем на два года задержал поставку генераторов. Руководство ГНЦ упрекает ОСК в затягивании сроков проведения конкурса.

Неназванный источник в правительстве полагает, что "разбор полетов" затронет должностных лиц ОСК и Росатома, которые не уведомили заранее о сложностях, поставив Белый дом и Кремль перед фактом срыва госконтракта. Однако представители отрасли признают, что поиск виновных может зайти в тупик: подрядчики для "Арктики" отбирались экс-главой Росатома Сергеем Кириенко, который ныне занимает должность первого заместителя главы администрации президента. Поэтому громких увольнений ждать не стоит. Быть может, сохранят свои кресла и директора подрядных предприятий. Они сорвали выполнение уже не одного проекта, но, например, вопрос об отставке главы БЗС Алексея Кадилова не поднимался уже два года.

Директор консультационного центра "Гекон" Михаил Григорьев полагает, что нарушение сроков изготовления ледоколов может сильно повредить отечественной экономике. После того как будет списан ледокол "Ямал", из класса "Арктика" останется только ледокол "50 лет Победы". С учетом ЛК-60Я, который еще неизвестно когда будет сдан в эксплуатацию, и двух старых судов "Таймыр" и "Вайгач" у России останется всего четыре ледокола, а этого явно недостаточно, так как с 2022 г. прогнозируется резкое увеличение грузопотока с нефтяных и газовых месторождений.

У бизнеса другое мнение на этот счет. Задержка с ледоколами не окажет серьезного влияния на работу платформы "Приразломная" и Новопортовского месторождения "Газпром нефти" или проект НОВАТЭКа "Ямал СПГ", считают источники на нефтегазовом рынке. Топливо оттуда доставляют танкеры ледового класса и газовозы, которые способны самостоятельно двигаться во льдах без участия ледоколов.

Выбор читателей