Государство знало о проблемах в Домодедово с мая

Глава Минтранса заявил, что нарушения по части безопасности в аэропорту были выявлены еще в мае 2004 года. Начальству Домодедова предписали их устранить. Однако забыли, что в России привыкли жить по принципу "собака лает, ветер носит"




Еще недавно аэропорт Домодедово считался эталоном с точки зрения безопасности. Здание аэровокзала буквально напичкано разного рода супероборудованием – рентгенами, системой автоматического распознавания образов, камерами слежения, не считая "бдительных" сотрудников охраны.

Не далее как в феврале 2004 г. заместитель главы МВД РФ Александр Чекалин так и заявлял: "Можно на 100% сказать, что пассажиры Домодедова защищены от терактов". Предлагалось даже опыт этого столичного аэропорта тиражировать на всей территории России, а также использовать его в качестве учебной базы.

Однако после событий 24 августа, когда вылетевшие оттуда Ту-134 и Ту-154 синхронно потерпели катастрофу, от уверенности в абсолютной безопасности этого аэропорта не осталось и следа. Несмотря на заявления его руководства о многоступенчатой системе охраны, несмотря на усилия госслужб оттянуть момент признания того, что самолеты упали в результате теракта, есть весьма сильные подозрения и кое-какие факты, говорящие о том, что на борт самолетов каким-то образом взрывчатка все-таки попала.

Сегодня стало известно о том, что на обломках Ту-154 нашли остатки гексогена. Это напрямую свидетельствует о локальном взрыве, в результате которого лайнеру оторвало хвост, после чего машина вошла в штопор. Причем бомба была небольшой мощности - каких-то 500 г в тротиловом эквиваленте. Но этого вполне достаточно, чтобы самолет разорвало на части.

Далее, уже достоверно известно, что за несколько минут до того, как Ту-154 исчез с экранов радара, с него поступил сигнал SOS, а с борта Ту-134 раздавался сигнал "Нападение на самолет". Позже появилась информация о том, что от Ту-154 поступила сразу два сигнала - бедствия и захвата самолета. Диспетчеры попытались выйти на связь с экипажем, однако в этот момент лайнер пропал с экранов радаров.

Косвенным (пока) доказательством беспомощности Домодедова против террористов является еще один любопытный факт. На борту находились несколько уроженцев Северного Кавказа, в том числе четыре женщины. В ходе следствия выяснилось, что имя некой Джебирхановой, летевшей в Сочи на Ту-154, обозначено в билете только одной буквой - С. При разбирательстве стало известно также, что у авиакомпании вообще нет ее паспортных данных. Но самое удивительное то, что с такими документами подозрительную гражданку беспрепятственно посадили в самолет.

При оформлении билета другой пассажирки, летевшей на Ту-134, также была допущна ошибка в написании отчества - "Салм." - Салмановна. На самом же деле Аманта Нагаева оказалась Сулеймановной, но ее также без проблем пропустили на борт. Взрывотехники предполагают, что смертницы привели в действие адские машины в хвостовых туалетах, поэтому в салоне не было пожара.

В качестве опять же косвенного подтверждения того, что вариант с шахидками вполне может быть, напомним, что сегодня на одном из исламистских сайтов появилось заявление мусульманской группировки - Islambouli Brigades - которая взяла на себя ответственность за авиакатастрофы в России. Эта группа, связанная с "Аль-Каэдой", обвиняет власти РФ в непрекращающихся убийствах мусульман в Чечне. Террористы описывают подробности захвата самолетов и утверждают, что на каждом борту было по пять смертников. ФСБ пока не подтвердило, но и не опровергло информацию террористов.

Ну, и самый свежий факт из "славной" биографии супернадежного Домодедова. Глава Минтранса Игорь Левитин по итогам встречи с премьером Михаилом Фрадковым сделал сенсационное признание. Он заявил, что нарушения в части авиационной безопасности пассажирских и грузовых перевозок в этом аэропорту были выявлены еще в мае 2004 года! Их обнаружила в ходе проверки Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. После, как и положено, по словам Левитина, был составлен акт об устранении этих недостатков, закупке оборудования и необходимых средств.

К сожалению, министр транспорта не расшифровал о каких именно нарушениях идет речь и были ли они устранены за предшествующие августовской катастрофе почти три месяца. Но что-то подсказывает, что "воз Домодедова" и ныне там. В России вообще принято действовать по принципу "пока гром не грянет…" или "пока жареный петух в ж… не клюнет". Отчасти это подтвердил и сам Игорь Левитин, признав, что требования к аэропортам в РФ с точки зрения безопасности достаточно жесткие, но они не всегда соблюдаются.

В свою очередь начальник пресс-службы аэропорта Домодедово Юлия Мазанова прокомментировала высказывания Левитина следующим образом: "Произошла некоторая путаница. Действительно, 25 мая в Домодедово работала комиссия по сертификации. Она обнаружила некоторые мелкие нарушения: по итогам проверок мы обещали поставить одну перегородку и продлить одну из линий. Все эти недочеты были устранены. Проводить параллели с произошедшим, как по ошибке сделал Минтранс, бессмысленно".

Между тем все обязанности по обеспечению безопасности в аэропортах поручено передать Министерству внутренних дел. Левитин отметил, что, согласно Воздушному кодексу, вопросы авиационной безопасности возложены на оператора в аэропортах. По словам министра, сейчас Минтранс и МВД создают рабочую группу, которая займется этим вопросом. Согласно кодексу, оператор аэропорта несет материальную ответственность за обеспечение авиационной безопасности. Таким образом, комиссии предстоит определить, как эта материальная ответственность будет "увязана" с МВД при передаче ему соответствующих функций.

Отвечая на вопрос журналистов о том, возможно ли укрупнение российских авиакомпаний в связи с недавно произошедшими авиакатастрофами, глава Минтранса отметил, что "вопросы безопасности имеют большее отношение к аэропортам, а не к компаниям". "Об укрупнении компаний я говорить не буду, но сертификат по выполнению правил безопасности должен выдаваться только тем аэропортам, кто выполняет все требования", - сказал он.

Если все вышеописанное не говорит о том, что две авиакатастрофы являются терактами, то с таким успехом можно вообще сделать вид, что самолетов и пассажиров не было в природе. Собственно, российские власти где-то близки к такой логике. Каждое свидетельство в пользу теракта, о котором становится известно прессе, сперва опровергается и только потом подтверждается.

Западные СМИ нашли свое объяснение, почему в России не признают страшный случай с гибелью самолетов террористическим актом, указывая на связь с предстоящими выборами в Чечне. Британское издание Guardian пишет, что Кремль не хочет в открытую заявлять, что накануне жизненно важных выборов службы безопасности допустили такой серьезный промах.

По мнению обозревателя газеты, чеченцы могут попросту испугаться и не прийти на выборы - ведь террор в республике не прекращается. Заявления официальных лиц о том, что в Чечне полным ходом строится мирная жизнь, теряют вес на фоне постоянных терактов, включая убийство президента Кадырова.

Выбор читателей