Испанцы любят Россию бескорыстно, но не даром

Состоятельные россияне переводят в Испанию огромные деньги, вкладывая их там в различные активы. Испанцы знают, чьи деньги наполняют их рынок недвижимости и сферу услуг, и благодарны щедрым россиянам




Есть страны, судьбы которых складываются удивительно похожим образом, однако сами они при этом довольно мало контактируют друг с другом. Таковы, например, Россия и Испания. Они то подвергались нашествию завоевателей с востока, то сами покоряли обширные земли, то устраивали революции, то длительное время жили под властью диктаторов. Впрочем, возможно, именно эта схожесть (а также территориальная удаленность – в европейском масштабе) и является причиной того, что общаются государства мало, хотя у людей, живущих в России и Испании, существует давний и многоплановый интерес друг к другу. Все сказанное в полной мере распространяется и на сферу экономических отношений. Территория Испании, например, вполне сопоставима с Германией, однако российско-испанский товарооборот ($3,7 млрд в прошлом году) почти в 10 раз меньше российско-немецкого. Но при этом рядовые россияне практически на каждом шагу сталкиваются с испанскими товарами, а испанцы – с российскими деньгами и самими россиянами (ежегодно Испанию посещают 300 тыс. туристов из РФ).

В общем, государства отстали в развитии отношений от своих граждан. Неудивительно, что главной темой состоявшегося на прошлой неделе визита Владимира Путина в Испанию было всестороннее развитие двусторонних связей, и в первую очередь экономических. Еще накануне поездки в беседе с испанскими журналистами российский президент признал, что связи эти развиты очень слабо, а уровень торгово-экономического сотрудничества не отвечает имеющемуся потенциалу: "Определенный рост есть, но он не такой, как мы хотели бы видеть. Накопленные инвестиции измеряются несколькими сотнями миллионов долларов, что ничтожно мало и для Испании, и для России". При этом практически весь рост показателей двусторонней торговли за прошлый год объясняется ростом цен на нефть и нефтепродукты, которые составляют 70% российского экспорта в Испанию. Еще 14% поставок приходится на продукцию черной металлургии, а на машины и оборудование – всего 0,2%. Что касается испанского экспорта в РФ, он представлен в основном питания (30%), одеждой и прочим ширпотребом.

Ели российскую сторону беспокоит в ее экспорте прежде всего доминирование сырья и топлива, то испанскую – значительное отрицательное сальдо. В двустороннем товарообороте наблюдается более чем двукратный дисбаланс в пользу России ($2,5 млрд против $1,2 миллиарда). Тем не менее, испанские товары в России знают лучше, чем российские в Испании, ведь редко кто из испанцев задумывается, откуда привезли бензин, который он заливает в свою машину, или сталь, из которой она сделана.. Зато российский потребитель то и дело встречается в магазинах с испанским фруктами, оливковым маслом, одеждой и обувью и, конечно же, с винами. И, безусловно, отличает их от продукции других стран. Кстати, вино имеет особое значение в испанском экспорте – страна занимает пятое место среди зарубежных поставщиков бутилированных вин в Россию и второе (после Молдавии) – в секторе небутилированных вин.

А вот с инвестициями у нас с Испанией совсем плохо. Объем накопленных взаимных прямых капиталовложений оценивается в $140-150 миллионов. Крупных совместных проектов немного, из них успешно реализованных – и того меньше. Практически все они в пищевой промышленности: комбинат мясных продуктов "КампоМос", карамельная фабрика "Чупа-Чупс" и предприятие по производству пищевых концентратов GallinaBlanca. В то же время нереализованными остались, например, проекты строительства в России фабрики спортивной обуви, завода телефонных аппаратов, скоростной железнодорожной линии, а в Испании – строительства центра торговли российскими товарами.

В то же время испанцы, как уже было сказано, ощущают у себя в стране присутствие российского капитала ничуть не меньше, чем россияне – присутствие испанских товаров. Этот парадокс объясняется просто: состоятельные россияне переводят в Испанию огромные деньги, вкладывая их там в некие активы. Причем приобретение на "вторичном рынке" роскошных вилл и скромных коттеджей в престижных курортных зонах уже давно не является главной сферой вложения "беглого" российского капитала. Основная часть этих средств сейчас направляется в строительство, гостиничное хозяйство и торговую сферу Испании. Делается это, как правило, через местные или международные компании, так что происхождение капитала остается как бы неизвестным. Но испанцы-то знают, чьи деньги наполняют их рынок недвижимости и сферу услуг, и, безусловно, благодарны россиянам за помощь в обеспечении экономического роста своей страны. Испанские эксперты отмечают, что российский капитал вкладывается в строительные проекты в лучших местах испанского континентального побережья, на Балеарских и Канарских островах. Кроме того, он уже начинает распространять свое влияние в Латинской Америке, используя наработанные связи испанских партнеров в этом регионе.

До сих пор российско-испанские связи активно развивались лишь на неофициальном уровне. Посмотрим, какой эффект будет иметь состоявшийся полноформатный визит в Испанию главы российского государства. Был подписан ряд совместных документов и заявлений, обсуждались важные двусторонние проекты; в частности, Россия выразила готовность увеличить поставки газа в Испанию, развивать сотрудничество в разных сферах: от сельского хозяйства до освоения космоса. Испания же выразила готовность облегчить визовый режим для российских туристов и строить танкеры для российской нефти.

Выбор читателей