Москва переполнена "серыми" автосервисами

Столица остро нуждается в разветвленной сети объектов транспортной инфраструктуры (автосервисов, автомоек, пунктов техосблуживания), обеспечивающих высокий уровень качества предоставляемых услуг




Примерно каждый четвертый москвич имеет сегодня автомобиль. Как сообщил на прошедшей недавно в столице пресс-конференции начальник отдела развития транспортной инфраструктуры города Владимир Ивкин, за последние 15 лет автопарк Москвы вырос в 3 раза. В настоящее время он насчитывает 2,9 млн машин и продолжает расти по всем категориям транспортных средств. А чтобы столь впечатляющий табун "железных коней" не затоптал городских просторов, необходимо соответствующее обеспечение их жизнедеятельности в виде разветвленной сети объектов транспортной инфраструктуры, а именно: автосервисов, автомоек, пунктов техосблуживания и других предприятий, связанных с их обслуживанием.

Во всех развитых странах мира система технического сервиса авто- и мотосредств является одной из важнейших отраслей городского хозяйства. В Москве современная система сервиса стала создаваться после выхода соответствующего постановления правительства города в 2001 году. За 5 лет было построено и реконструировано более 800 объектов, предоставляющих услуги автолюбителям. Общий объем частных инвестиций составил более 7 млрд руб., при этом, отметил Ивкин, ни одного рубля из бюджета города потрачено не было. На данный момент в Москве функционирует более 2000 автосервисов, 1250 автомоек, 115 линий контрольно-диагностического оборудования для проведения техосмотра транспортных средств. Общая мощность сервисных услуг с 2000 г. возросла в 2,3 раза и составляет 16 тыс. постов. Около 10% предприятий техсервиса специализируются на обслуживании иномарок, 25% отдают предпочтение отечественным машинам, оставшиеся 65% ремонтирует как импортные, так и российские автомобили. Как нетрудно догадаться, наиболее современными и технически оснащенными являются дилерские центры, число которых за последние годы заметно увеличилось. Сегодня в Москве представлены все крупные производители из Европы, США и Азии. А наиболее отсталые в техническом плане – "серые" автомастерские, доля которых составляет примерно 10% от общего количества сервисов. "Именно на эти сервисы приходится самое большое количество жалоб", – подчеркивает г-н Ивкин.

В целях наведения порядка в данной сфере в городе проводятся комплексные проверки соответствующих объектов. В результате работы, проведенной Департаментом транспорта совместно с префектурами и ГУВД Москвы, за время действия программы было закрыто 400 автосервисов. Однако на месте закрытых мастерских появляются новые, проконтролировать которые сложно, и они вполне могут заниматься, например, разборкой угнанных автомобилей, признает чиновник. В июне на заседании правительства Москвы планируется новое рассмотрение вопроса о мерах по развитию городской инфраструктуры технического сервиса транспортных средств. Она должна включать в себя не только объекты, непосредственно связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей, но и предприятия смежных отраслей, таких как учебные организации, страховые и банковские компании и т. д. Это позволит автовладельцам быстрее и проще решать все вопросы, связанные с автомобилем.

Вместе с тем, как отмечает президент Московской ассоциации предприятий технического обслуживания Александр Красный, рынок услуг для автолюбителей остается очень молодым и испытывает ряд серьезных проблем. В первую очередь, это касается отсутствия механизмов его регулирования. Существовавший до недавнего времени закон о техническом регулировании был заменен новым, в котором нет рычагов, регламентирующих деятельность предприятий технического сервиса: те сдерживающие контрольные функции, которые были у государства и общественных организаций, то есть лицензирование и обязательная сертификация, перестали существовать. Сейчас для того, чтобы открыть предприятие техсервиса, достаточно просто его зарегистрировать, и можно начинать ремонтировать автомобили. Причем происходит это на фоне резкого изменения качественного состава столичного автомобильного парка – в нем присутствует все больше современной техники, которую ремонтировать по старинке молотком и гаечным ключом уже не получается. С этой проблемой тесно связана и вторая беда – преобладание вышеупомянутых "серых" мастерских и достаточно ощутимая доля теневой экономики. Недостаточная прозрачность таких предприятий, а порой и полное ее отсутствие повышают риски, сдерживают поток инвестиций в данный бизнес, негативно отражаются на качестве услуг и имидже отрасли в целом. Не лучшим образом влияет на качество и слабый уровень образования и культуры производства в "серых" сервисах. Ведь старая система подготовки кадров, существовавшая в СССР, была сломана, а нынешняя не дает прежних результатов.

Выбор читателей