Кремлевская сторона Луны

Один из наиболее знаковых рок-альбомов, некогда навсегда изменивший представление о том, какой может быть музыка, прозвучал вживую у самых стен Кремля – спустя ровно треть века с момента его создания




Есть артисты, чьи выступления всегда становятся Событиями с большой буквы и начинают обрастать легендами, едва со сцены отгремят последние звуки бисов... В прошлый – первый свой приезд в 2002 г. - Роджер Уотерс, M-r Pink Floyd, поразил москвичей доселе неслыханными surround-эффектами и практически идеальным по меркам "Олимпийского" саундом; в этот раз автор знаменитой "Стены" решил выступить в непосредственной близости от стен Кремля, на Васильевском спуске. Ни изнуряющая жара, ни довольно ощутимые цены зрителей не отпугнули: заполнены оказались и первые ряды VIP-сектора (по 25 тыс. руб. за место!), и тысячерублевый "танцующий партер", расположенный отчего-то метрах в ста сбоку от сцены.

Реакция и тех и других, впрочем, была совершенно одинаковой, когда со сцены донеслось знакомое "So Ya, thought Ya might like to Go to the show?.." Хотим, еще как хотим! Да и Роджер, полагаю, тоже: для него этот концерт по-своему знаковый; как никак, Москва, Красная площадь. Почти... Для нас – знаковый тоже. Отчего-то мало кто задумывается, что это турне может впоследствии оказаться прощальным – годы, как-никак... Хотя пока этого, к счастью, незаметно: Уотерс энергичен и бодр, расхаживает по сцене и салютует зрителям поднятой вверх рукой. Люди отвечают тем же. А музыкант тем временем меняет черный бас на шестиструнку и подсаживается поближе к микрофону. "Mother, do you think they drop the Bomb?.." – еще одна нетленка из флойдовского наследия. Затем следует откровенный раритет 1968 года - "Set the controls for the heart of the sun"; вместе с коллегой приходим к выводу, что тогда звук этой композиции был "кислотный", а теперь – ближе к "готическому". После чего всяческие обсуждения прекращаются: такие концерты надо впитывать по максимуму.

"...Crazy Diamond" и "Wish You were here" с одноименного альбома. Шедевры, что и говорить. Экраны попеременно транслируют то картинку со сцены, то гротескный видеоряд – еще тех времен, почти не пострадавший от применения новых технологий. Затем начинается "политизированный" блок песен, созданных тоже по порыву души: родители Роджера Уотерса были коммунистами, а отец погиб в самом конце Второй мировой. Его памяти был посвящен "The Final Cut", "реквием послевоенной мечте". Но и сегодняшняя ситуация в мире волнует Роджера отнюдь не меньше: ее артист выразил в сравнительно свежей композиции "Leaving Beirut", на концерте оформленной под черно-белый комикс. Не был обойден вниманием и еще один исторический опус "флойдов" – альбом-антиутопия "Animals" оказался представлен фрагментом про людей-овец. Но вот с летающей свиньей москвичей и в этот раз надули, прошу прощения за каламбур: знаменитый аэростат опять присутствовал лишь в кадрах кинохроники...

После чего был объявлен технический перерыв, большую часть которого музыканты наравне с техниками суетились по сцене. Когда же на экраны вывели изображение Луны, публика ринулась обратно к местам: начиналось "то самое", обещанное... Хрестоматийный стук сердца и экзальтированный рев сопровождали выход музыкантов. Надо было видеть, с каким выражениями на лицах люди слушали эту музыку – это было если не выражение абсолютного счастья, то, как минимум, честная радость от долгожданной встречи с чем-то знакомым и очень любимым... И тут случилось невероятное: Уотерс, подхватив инструмент, спустился со сцены и отправился прямиком к "стоячему" сектору. Последнее, похоже, было неожиданностью даже для охраны; замешательство, впрочем, длилось буквально секунды: секьюрити моментально образовали вокруг артиста кольцо и уже в таком виде проводили его на "историческую" встречу. Партер моментально засверкал вспышками мыльниц и мобильников; естественно, в выигрыше оказались те, кто догадался прийти пораньше, хотя бы за пару часов до концерта. А артист, завершив "хождение в народ", прошествовал обратно и присоединился к коллегам...

Таинственная Луна на экранах последовательно окрашивалась во все цвета солнечного спектра, по экрану плыли облака и циферблаты, пилюли и монеты, шли люди и ехали поезда. Несколько раз пространство перед сценой оказывалось (вследствие surround-спецэффектов) то внутри часов с боем, то в древнем кассовом аппарате. Программа альбома "The Dark Side of the Moon" была исполнена на одном дыхании, точно от первой до последней ноты – как и обещалось... и лишь финальный стук сердца возвестил об окончании чуда. Это был бы отличный ход с точки зрения драматургии концерта, но... Был еще 20-минутный бис, когда сначала буквально вся площадь в унисон гудела "We don't need no education", а под конец совершенно оцепенела под восхитительно-пронзительное гитарное соло из "Comfortably Numb".

Так что один из наиболее знаковых рок-альбомов, наряду с битловским "Сержантом Пеппером" и перпловским "In Rock", некогда в очередной раз навсегда изменивший представление о том, какой может быть музыка, прозвучал вживую у самых стен Кремля спустя ровно треть века с момента его создания. А вы говорите: "легенды"...

Выбор читателей