Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
|
Все более активным, естественно, становится и международное сотрудничество, обмен опытом. Тем более что западные компании этим опытом охотно делятся (или, в иной терминологии, "продают"). Лидером северных российских регионов здесь остается Мурманск. И сами водные и ландшафтные условия Мурманского порта, и дальновидность местных властей привлекают сюда все большее количество инвесторов и партнеров.
Пример мурманчан оказался востребован и в Ненецком автономном округе. В апреле глава администрации региона Алексей Баринов выступил на исключительно престижном международном форуме "Баренц-регион-2006" в норвежском Хаммерфесте. Губернатор изложил там перспективную программу развития округа. Особое внимание в ней уделялось сооружению транспортных коммуникаций. Прежде всего, нефтеналивному порту на Варандее и планам компании "Транснефть" по строительству широтного трубопровода Харьяга – Индига.
Ввод в строй этих объектов позволил бы в будущем экспортировать на западные рынки до 30 млн т в год. Округу и стране, кроме прибыли, это даст освоение современных технологий, формирование новых рабочих мест, обучающую базу. Для транспортировки предполагается использовать танкеры ледового класса. Первым же российским докладчиком на форуме в Хаммерфесте был директор агентства по использованию природных ресурсов Минприроды Анатолий Ледовских. Он нарисовал широкую картину нынешних и перспективных нефтегазовых проектов в российском Заполярье. Директора департамента и губернатора воспринимали на форуме в качестве дуэта, демонстрирующего единство вектора федеральной и региональной власти. Как отмечали норвежские эксперты и журналисты, выступления российских докладчиков вызвали необычайно высокий интерес и оживленный обмен мнениями.
Следующая встреча такого рода состоялась 15-17 мая в шотландском Абердине, втором по значению порте Великобритании. Это была трехсторонняя шотландско-норвежско-российская встреча. Российскую федерацию представляли руководители компаний "Мортек", "Транс-НАО" и администрации Ненецкого округа. По поручению губернатора региона Баринова руководитель представительства администрации в Архангельске Дмитрий Несанелис подписал договор о намерениях с губернатором норвежской провинции Роголанд Руалем Бергсакером.
В договоре, подписанию которого предшествовала презентация Ненецкого автономного округа, содержался целый ряд важных статей, в том числе и касающихся возможных совместных транспортных и морских проектов. Это высоко оценили представители деловых кругов стран-участниц встречи в Абердине. Было решено, что будут созданы рабочие группы по подготовке конкретных приложений к нему. Было определено: весь пакет конкретной документации будет подготовлен к 20 августа. Потому что на 22-24 августа в нефтяной столице Норвегии Ставангере была назначена встреча Баринова и Бергсакера. Она должна была дать старт серьезным проектам, которые придали бы мощный импульс российско-норвежскому экономическому сотрудничеству. Бокалы за перспективы этого проекта были подняты 17 мая.
А буквально на следующий день Алексей Баринов впал в немилость; его "делу" посвящены многочисленные публикации, порой с удивляюще резкой тональностью, иногда переходящей за все разумные рамки. Изумление происходящим проявляют не только в России, но и за рубежом. Начавшееся плодотворное межрегиональное и международное сотрудничество порождало определенные надежды и оптимизм, а теперь он значительно поубавился. Конечно, "дело Баринова" вряд ли отменит договоренности по стратегическим морским, транспортным и энергетическим проектам, но осторожности западных партнеров в этих вопросах оно точно не уменьшит.
Тем более что Алексей Баринов считался популярным в народе губернатором, честным работягой, активно занимавшимся социальными проектами. Скандал с главой администрации Ненецкого автономного округа воспринимается особенно чутко потому, что произошел именно в Северо-Западном федеральном округе, имеющем решающее значение для укрепления экономических связей с западными соседями. Прежде всего, с Германией и Норвегией. Ситуация с Бариновым, по большому счету, как бы увеличивает степень высокой неопределенности, характеризующую, по видимому, целый ряд серьезных российско-западных проектов и начинаний на данном этапе. К сожалению, возрастают опасения в том, что "политические риски" могут свести на нет ожидаемые экономические дивиденды.
Судно моментально ушло под воду