Перспективы Севера остаются под вопросом

Северные регионы России активно сотрудничают с западными странами. Однако этому могут воспрепятствовать наши "политические риски". Договоренностей они не отменяют, но осторожности партнеров весьма способствуют




Предполагается, что при любых климатических колебаниях Северный морской путь, пролегающий по морям северной Евразии, превратится во втором десятилетии XXI в. во вторую по значимости транспортную артерию мира. Вопросам организации портовых служб, формирования единых стандартов, тарифной политики, экологии, уделяют все больше внимания как государственные структуры, так и частные компании. Особенно велико их количество, как считается, в Великобритании. Например, совсем небольшая фирма "Красный паук" исключительно успешно работает в области компьютерного моделирования подводного бурения. А "Петрофак" обеспечивает высочайшего класса обучение нефтяников, упавших с вышки или танкера в Северное море.

Все более активным, естественно, становится и международное сотрудничество, обмен опытом. Тем более что западные компании этим опытом охотно делятся (или, в иной терминологии, "продают"). Лидером северных российских регионов здесь остается Мурманск. И сами водные и ландшафтные условия Мурманского порта, и дальновидность местных властей привлекают сюда все большее количество инвесторов и партнеров.

Пример мурманчан оказался востребован и в Ненецком автономном округе. В апреле глава администрации региона Алексей Баринов выступил на исключительно престижном международном форуме "Баренц-регион-2006" в норвежском Хаммерфесте. Губернатор изложил там перспективную программу развития округа. Особое внимание в ней уделялось сооружению транспортных коммуникаций. Прежде всего, нефтеналивному порту на Варандее и планам компании "Транснефть" по строительству широтного трубопровода Харьяга – Индига.

Ввод в строй этих объектов позволил бы в будущем экспортировать на западные рынки до 30 млн т в год. Округу и стране, кроме прибыли, это даст освоение современных технологий, формирование новых рабочих мест, обучающую базу. Для транспортировки предполагается использовать танкеры ледового класса. Первым же российским докладчиком на форуме в Хаммерфесте был директор агентства по использованию природных ресурсов Минприроды Анатолий Ледовских. Он нарисовал широкую картину нынешних и перспективных нефтегазовых проектов в российском Заполярье. Директора департамента и губернатора воспринимали на форуме в качестве дуэта, демонстрирующего единство вектора федеральной и региональной власти. Как отмечали норвежские эксперты и журналисты, выступления российских докладчиков вызвали необычайно высокий интерес и оживленный обмен мнениями.

Следующая встреча такого рода состоялась 15-17 мая в шотландском Абердине, втором по значению порте Великобритании. Это была трехсторонняя шотландско-норвежско-российская встреча. Российскую федерацию представляли руководители компаний "Мортек", "Транс-НАО" и администрации Ненецкого округа. По поручению губернатора региона Баринова руководитель представительства администрации в Архангельске Дмитрий Несанелис подписал договор о намерениях с губернатором норвежской провинции Роголанд Руалем Бергсакером.

В договоре, подписанию которого предшествовала презентация Ненецкого автономного округа, содержался целый ряд важных статей, в том числе и касающихся возможных совместных транспортных и морских проектов. Это высоко оценили представители деловых кругов стран-участниц встречи в Абердине. Было решено, что будут созданы рабочие группы по подготовке конкретных приложений к нему. Было определено: весь пакет конкретной документации будет подготовлен к 20 августа. Потому что на 22-24 августа в нефтяной столице Норвегии Ставангере была назначена встреча Баринова и Бергсакера. Она должна была дать старт серьезным проектам, которые придали бы мощный импульс российско-норвежскому экономическому сотрудничеству. Бокалы за перспективы этого проекта были подняты 17 мая.

А буквально на следующий день Алексей Баринов впал в немилость; его "делу" посвящены многочисленные публикации, порой с удивляюще резкой тональностью, иногда переходящей за все разумные рамки. Изумление происходящим проявляют не только в России, но и за рубежом. Начавшееся плодотворное межрегиональное и международное сотрудничество порождало определенные надежды и оптимизм, а теперь он значительно поубавился. Конечно, "дело Баринова" вряд ли отменит договоренности по стратегическим морским, транспортным и энергетическим проектам, но осторожности западных партнеров в этих вопросах оно точно не уменьшит.

Тем более что Алексей Баринов считался популярным в народе губернатором, честным работягой, активно занимавшимся социальными проектами. Скандал с главой администрации Ненецкого автономного округа воспринимается особенно чутко потому, что произошел именно в Северо-Западном федеральном округе, имеющем решающее значение для укрепления экономических связей с западными соседями. Прежде всего, с Германией и Норвегией. Ситуация с Бариновым, по большому счету, как бы увеличивает степень высокой неопределенности, характеризующую, по видимому, целый ряд серьезных российско-западных проектов и начинаний на данном этапе. К сожалению, возрастают опасения в том, что "политические риски" могут свести на нет ожидаемые экономические дивиденды.

Выбор читателей