Экстремальная этника для взыскательных слушателей

Новый диск Наташи Атлас "Mishmaoul" – это настоящий африканский транс, с ощущением мощи и безбрежности пустыни... и почти настоящим рэпом посереди всей этой красоты




Natacha Atlas – "Mishmaoul" (2006)
Наташа Атлас из тех артистов, которые продвигают в сознание широких слушательских масс не просто этнику, но этнику североафриканскую и экстремально восточную. С самого раннего детства, а выросла Наташа в марокканском квартале Брюсселя, она впитывала эту среду и культуру, и отчасти поэтому ее "арабская" электроника выглядит наиболее аутентично. Отделившись от Trans-Global Underground и занявшись сольной карьерой, госпожа Атлас последовательно разрабатывала различные пласты "музыкального слияния" Востока и Запада, пройдя серьезный путь от бесхитростной поп-электроники до своеобразного сочетания ориентальных мотивов с вокальной манерой Элизабет Фрейзер из Cocteau Twins. Новый диск Наташи "Mishmaoul" – работа, в которой влияния разных частей света уже невозможно вычленить. Теперь это настоящий африканский транс – с ощущением мощи и безбрежности пустыни... и почти настоящим рэпом посереди всей этой красоты. Впечатление от диска немного смазывают различные боссанова-вставки, да и песни под гитару смотрятся слишком уж конъюнктурно.
(****)


Hoobastank – "Every Man For Himself" (2006)
Очередная работа молодого калифорнийского трио (Дуг Робб, Дэн Эстрин и Крис Хесси – вокал, гитара и барабаны соответственно), созданная при участии двух "внештатных" басистов. В начале своей карьеры ребята, вероятно, вдохновлялись творчеством Nirvana, однако к третьему альбому звук уже недостаточно грязен даже для постгранжа, равно как и недостаточно примитивен для постпанка: на бэкграунде то и дело пробиваются клавишные, струнные или духовые... "Every Man For Himself" – "зубастый" гитарный рок, способный не разочаровать меломанов старшего поколения. Пилотный сингл с пластинки "If I Were You" обнаруживает отдаленное родство с ранней британской поп-психоделией и, несмотря на это, уже стал хитом на радио "Ультра". Хотя для эфирных ротаций более подходящими представляются энергичная "Born To Lead" или не лишенная изящества "The First Of Me".
(****)


The Dresden Dolls – "Yes, Virginia" (2006)
Пока традиционные рок-н-ролльные группы пытаются втиснуть себя в какие-либо стилистические рамки, бостонский дуэт The Dresden Dolls творит, счастливо избегая каких-либо классификаций и дефиниций. Были попытки охарактеризовать их музыку как театральный рок, маниакальный мюзикл или глэм-панк кабаре; верно и то, и другое, и третье. Они стирают абсолютно все жанровые границы, став чуть ли не единственным "молодым" коллективом, создавшим нечто не совсем вторичное из вполне ординарного сырья – стиля нью-вейв и музыкального театра. Поэт-пианистка-певица Аманда Палмер вместе с хэви-металлическим барабанщиком Брайаном Виглионе подписали контракт с лейблом Roadrunner в 2004 г., и с тех пор потрясают потребителей "альтернативы" в самых разных ситуациях – от разогрева Nine Inch Nails и выступления на Гластонбери, до появления на сцене Американского репертуарного театра и выпуска ошеломляющего альбома, коим является "Yes, Virginia". Под руководством Пола Кью Колдери (на чьем счету работы с Radiohead, Hole и Pixies) диск был записан за считанные недели в Катскильских горах. Вероятно, именно горный воздух повлиял на музыкантов: альбом воспринимается как музыкальный энергетический напиток – с завораживающим вокалом, легко запоминающимися фортепианными мелодиями и убойным черным юмором.
(****)


Blue Note Trip – "Jazzanova: Scrambled & Mashed" (2006)
В дополнение к четырем уже имеющимся выпускам ведущий джазовый лейбл вновь заманивает слушателей в познавательный вояж по своим обширным закромам и запасникам, в этот раз на роль гидов ангажировав известное в Германии "диджейское сообщество" Jazzanova. Для берлинцев эта работенка тоже не впервой: пару лет назад они микшировали для Blue Note предыдущий двухплитник, и, как теперь видно, все тогда остались вполне довольны друг другом. Отдельные слушатели, правда, сравнивают подобного рода поделки с евроремонтом в хрущевке; аналогия удачная, хотя и небесспорная. В любом случае, представленный здесь в некотором роде "улучшенный" джаз (он же "джаз с человеческим лицом") даже у завзятых, донельзя продвинутых клабберов не будет ассоциироваться с неудобоваримой инструментальной заумью и какофонией (как у большинства людей, знакомых с предметом обсуждения заочно) – а значит, идеология для этого аудиосериала выбрана правильно.
(***)


Corinne Bailey Rae (2006)
Одноименный дебют восходящей британской звездочки "выстрелил" прямиком в Top-20 американского "Биллборда", а сама артистка почти сразу же удостоилась сравнения с Норой Джонс – сравнения лестного, хотя и не вполне точного. Негромкие трогательные песенки, преимущественно soul и R'n'B направленности, юный чувственный вокал и типовой в таких случаях инструментальный бэнд на подхвате. Приятные мелодии для приятного времяпровождения – к джазу, как и в случае с Норой, имеющие отношение весьма опосредованное. Плюс, вероятно, интуитивно найденный баланс между искренностью ощущений и жесткой коммерческой составляющей этой музыки: чтобы добиться признания за океаном, надо неплохо разбираться в тамошних вкусах и психологии американского обывателя.
(****)


Montefiori Cocktail – "Montefiori Appetizer Vol.1" (2006)
Франческо и Федерико Монтефиори – "пионеры итальянского лаунжа", как их иногда именует пресса. Хотя чистого lounge в общепринятом понимании на этой пластинке как раз немного – это, скорее, "ресторанный джазец", фоновая музыка для cocktail-party – что, собственно, изначально следует из названия проекта. Первый этап сравнительной дегустации чинзано-мартини сеньоры Монтефиори предлагают устроить под популярные мотивчики разных времен и народов – от Моцарта до Робби Уильямса – в их собственных интерпретациях, деликатно именуемых "посвящениями". Так, "Dammi Fuoco" на поверку оказывается италоязычной полуоркестровой версией "дорзовской" "Light My Fire", а нашумевший шлягер Мадонны "Hang Up" в юмористическом видении солнечных братьев отчего-то ассоциируется с внезапно протрезвевшим "Ленинградом" – но без Шнура и, соответственно, вовсе без слов...
(***)


Артерия – "В поисках новой жизни" (2006)
Чуть более полугода минуло с момента выхода дебютного альбома "Артерии", а у Сергея Терентьева уже готов следующий. Радоваться такой оперативности мешает одно обстоятельство: экс-гитарист "Арии" все-таки поддался искушению еще раз собрать законно причитающиеся ему дивиденды дней минувших. Основательно пошарив по сусекам, "в поисках новой жизни" Теря набрал новый состав музыкантов и перезаписал с ними, наряду с несколькими свежими опусами, часть "арийского" наследия собственного авторства. Среди которого, напомню, успешные баллады "Потерянный рай" и "Кто ты?", боевик "Грязь" и малоизвестная "Машина смерти" (изданная уже постфактум на сборнике "Штиль"). Неплохой коммерческий ход, позволяющий Сергею еще раз напомнить о себе в среде рок-болельщиков; к тому же, выпуск этого альбома подводит своеобразную черту под "арийским" отрезком карьеры Тери и действительно может стать для него отправной точкой "в поисках новой жизни".
(***)

Пластинки для обзора предоставлены концерном "Группа Союз" (1) и компаниями "Universal Music Russia" (2,3), "SBA Gala Records" (4-6) и CD-Maximum (7).

Выбор читателей