Счастливы будут те, кто насладится этим подношением

Красочные полотна экспрессивного русского, вызывавшие священный трепет у современников, откровенно пугавшихся бурного темперамента его работ, далеки от аскетичных композиций многих коллег и единомышленников Ланского


ФОТО: museum.ru



"Жил-был торговец картинами, который попросил архитектора выстроить ему дом. Это был лучший архитектор того времени, и он согласился. В течение двух лет из далекой страны, где жил архитектор, в страну торговца картинами везли дерево и рабочих. Когда дом был закончен и торговец картинами остался доволен им, он попросил у художника написать картину для столовой этого дома. Художник, который был лучшим художником того времени, согласился. Художник сказал: "Эта картина должна походить на огромную географическую карту. На ней мы увидим все ручьи, реки, озера и океаны. На ней мы увидим деревья, цветы, растения. И ощутим все запахи нашей земли". И еще он сказал: "Эта картина будет похожа на сладкий пирог из песочного теста, в который добавили самые чудесные в мире пряности и сладости. Этот пирог будет единственным блюдом на пиру, куда придут все, кто захочет. Счастливы будут те, кто сумеет насладиться этим подношением..." Эта красивая легенда – не что иное, как текст художника Андрея Ланского, написанный в 1961 г. специально для каталога персональной выставки художника в известной галерее Луи Каре. Торговец картинами – это и есть месье Каре. Незадолго до открытия выставки арт-дилер заказал художнику картину, которая должна была украсить новый особняк, построенный по проекту известного финского архитектора Альвара Аальто. Таким образом, Ланской сумел ненавязчиво польстить куратору своей выставки и, одновременно, скромно преподнести себя публике в качестве "лучшего художника того времени". Впрочем, во второй половине XX столетия Андрей Ланской уже имел некоторые основания претендовать на подобную роль.

Жизнь будущего художника начиналась так же, как и у большинства отпрысков благородных семейств, имевших несчастье родиться в начале прошлого столетия. Сын графа, он учился в петербургском пажеском корпусе и частном лицее. Правда, вместо того, чтобы ревностно постигать школьную науку, Ланской предпочитал активно посещать знаменитые столичные кабаре 1910-х годов, с удовольствием погружаясь в местную богемную тусовку. Позже художник вспоминал, что в одном из кабаре, где ему довелось побывать, на него произвели большое впечатление картины Судейкина.


Фото: museum.ru

Революция 1917 года положила конец вольному праздношатанию молодого аристократа, а заодно и робким надеждам получить художественное образование. Ретировавшись в Киев, Ланской попробовал посещать классы Александры Экстер. Тогда же он создал свои первые, не сохранившиеся акварели. А в 1919 г., когда началась Гражданская война, Андрей Ланской, уже всерьез помышлявший о карьере художника, вступил добровольцем в ряды Белой армии, вместе с которой ему пришлось отступать до самого Константинополя. Два года спустя, перебравшись в Париж, он, наконец, начал "по-взрослому" заниматься искусством. Учился у местных мастеров и у прославленных русских художников, оказавшихся за границей, выставлялся с Сутиным, Цадкиным и Соней Делоне, а вскоре стал работать самостоятельно.

С самого начала художник уделял особое внимание колористическому строю произведения. Даже самые ранние, почти примитивистские работы Ланского отличаются удивительно гармоничными цветовыми решениями. Не удивительно, что со временем цвет начал играть доминирующую роль в его творчестве, все более тяготевшем к беспредметности. "Цвет имеет тенденцию разрушать форму", – шутил мастер по поводу своего окончательного перехода в "стан" абстракционистов.

Действительно, красочные, динамичные полотна экспрессивного русского, вызывавшие священный трепет у современников, откровенно пугавшихся бурного "восточного" темперамента его работ, далеки от аскетичных композиций многих коллег и единомышленников художника. В его "лирические абстракции" смело вторгаются цветные буквы священного текста, в сложной игре линий угадываются музыкальные ритмы, а в хаосе орнамента неожиданно проявляются иконные лики святых.

В состав первой ретроспективной выставки мастера в России, открывшейся в залах Музея личных коллекций ГМИИ имени Пушкина, вошло более шестидесяти произведений Андрея Ланского – от ранних, почти ученических натюрмортов 1920-х годов, до иллюстраций к Книге Бытия, исполненных в 1960-е годы.


Выбор читателей