ГУМ и ЦУМ меняют собственника

Многолетний спор между федеральными и столичными властями о праве собственности на объекты культурного наследия Москвы наконец завершился: стороны подписали мировое соглашение и поделили памятники архитектуры




Многолетний спор между федеральными властями и столичной мэрией о праве собственности на объекты культурного наследия Москвы, похоже, себя исчерпал: стороны подписали мировое соглашение, отказавшись от заявленных ранее исковых требований, и поделили памятники архитектуры по-братски. "Мы договорились, что здания, где располагаются министерства, прокуратура, милиция и другие федеральные учреждения, в том числе культурные объекты (музеи, театры), перейдут в федеральную собственность, а те здания, где находятся муниципальные учреждения, отдадим Москве," – заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф, комментируя заседание рабочей группы, состоявшееся на прошлой неделе.

Так что же получает Белокаменная? По словам Грефа, речь идет о передаче в собственность столицы здания Московской городской думы, мэрии, а также ГУМа, ЦУМа, Манежа и Гостиного Двора. Последние два объекта, как отметил глава Минэкономразвития, были реконструированы за счет московского бюджета. Кроме того, Греф сообщил, что стороны договорились приостановить все судебные тяжбы о праве собственности на исторические памятники столицы. По его словам, работа по передаче перечисленных зданий в собственность центра начнется уже в ближайшее время, однако окончательно этот вопрос будет решен после внесения соответствующих изменений в закон "Об охране памятников в РФ".

"Таким образом, процесс переговоров Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Москвы - в отношении прав собственности на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), административные здания, используемые федеральными организациями, а также объекты социально-культурной сферы, который продолжался на протяжении последних нескольких лет, завершен", – говорится в пресс-релизе Минэкономразвития.

Напомним, что история этого спора уходит своими корнями в далекий 1991 г., когда в России начали делить все и вся. Тогда вышло постановление Верховного Совета, согласно которому владеть и распоряжаться памятником должен центр, если он (памятник) имеет статус федерального значения. В противном случае он передавался в собственность местных властей. Ничтоже сумняшеся Москва закрепила за собой более чем 950 объектов, а еще через пять лет, в 1996 г., столичное правительство разрешило приватизацию памятников федерального значения, в результате распродав около 120 исторических зданий.

Федеральные власти вспомнили об этом лишь через шесть лет, после чего и начались судебные тяжбы. С тех пор переговоры сторон неоднократно были близки к завершению, однако достичь окончательной договоренности по-прежнему не удавалось. И тогда в качестве третейского судьи решил выступить Герман Греф, созвавший в начале августа этого года специальное совещание, пригласив на него представителей всех заинтересованных сторон. Его итогом стал протокол, "в соответствии с которым стороны одобрили подготовленные рабочей группой перечни объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, которые надлежит сохранить в собственности Российской Федерации либо оформить в установленном порядке право собственности Москвы", о чем говорится в пресс-релизе Минэкономразвития.

Выбор читателей