Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Между тем развитие мирного атома является вовсе не прихотью иранских руководителей, а общемировой тенденцией. Так, по оценкам "Международного энергетического агентства", мировое энергопотребление возрастет к 2030 г. на 59%. В условиях исчерпания традиционных энергоресурсов, все более ожесточающейся борьбы за нефть, газ и пути их транспортировки, атомная энергетика является перспективной и практически безальтернативной энерготехнологией в XXI веке. Она обладает высоким потенциалом развития с темпом прироста выработки электроэнергии около 5% в год на долгосрочный период. Экологи часто говорят об опасности АЭС в плане воздействия на окружающую среду. Однако атомная энергетика выполняет скорее природоохранную роль, способствуя снижению экологической нагрузки на окружающую среду, сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов, других вредных примесей, что, кстати, способствует выполнению положений Киотского протокола.
Уже сейчас именно АЭС обеспечивают более 17% электроэнергии, производимой в мире, и доля эта в дальнейшем будет только повышаться. Ядерная энергетика справедливо рассматривается все большим количеством стран в качестве приоритетного направления топливно-энергетического комплекса.
В частности, в рамках атомной программы Турция к 2016 г. планирует построить три АЭС. Это, по оценкам экспертов, обойдется в $7-8 миллиардов. По словам министра иностранных дел страны Абдуллы Гюля, общая мощность турецких АЭС составит около 5 тыс. мегаватт. Начало строительства первой турецкой АЭС намечено уже на 2007 г., а в эксплуатацию она должна быть сдана к 2012 году.
Характерно, что столь мощный толчок развитие национальной атомной энергетики получило именно сейчас, несмотря на наличие многих амбициозных проектов по поставкам нефти и газа в Турцию, наиболее крупным из которых является "Голубой поток". Власти страны очевидным образом хотят диверсифицировать источники поступления энергии. В будущем мощная ядерная энергетика может стать одним из факторов, способствующих уменьшению потребностей страны в импорте нефти и газа. Поэтому политика Турции по развитию атомного комплекса целиком и полностью отвечает интересам этой страны.
Однако дело не ограничивается одной только Турцией. Правительство Аргентины также приняло план развития энергетики, делая особый упор на строительство новых и завершение "замороженных" атомных электростанций. Речь идет, прежде всего, об оставленной 25 лет назад атомной электростанции "Атуча II" в 100 км к северу от Буэнос-Айреса и возведении новой АЭС мощностью тысячу мегаватт. Реализация этого плана потребует $3 млрд инвестиций. После претворения этого плана в жизнь Аргентина будет обладать четырьмя АЭС, а зависимость страны от поставок газа из Боливии существенно снизится.
Интересно, что подходы меняются даже в некоторых странах, отказавшихся в прошлом от развития собственной атомной энергетики. В частности, показательно изменение позиции бывшего федерального министра экономики Германии Вернера Мюллера, разработавшего в 1990-х гг. концепцию закрытия германских АЭС, а теперь занимающего пост главы энергетического концерна RAG. Он заявил, что нужно вернуться к обсуждению использования ядерной энергии в Германии.
Развитие ядерной энергетики закреплено в качестве приоритетного направления и в нашей стране. В частности, принятая в августе 2003 г. "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года" предусматривает опережающие темпы развития атомной энергетики - в два раза больше, чем в традиционной энергетике. Согласно этому документу, к 2020 г. выработка электроэнергии АЭС достигнет уровня 270-300 млрд кВт/ч в год, что будет соответствовать удвоению производства электроэнергии на атомных станциях.
Однако развитие атомной энергетики имеет и свою оборотную сторону. Согласно сделанному в 2004 г. заявлению главы МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи, в настоящее время более 40 стран мира имеют возможность переквалифицировать свои ядерные программы из мирных в военные. При этом большинство государств вели и ведут свои программы при активной помощи извне, в том числе при поддержке западных государств. В частности, ядерную программу Пакистана поддерживали одновременно Канада, Франция, США и Китай, иранский атомный реактор в Бушере начинала строить еще при шахе Германия, по той же схеме действовали и действуют еще десятки государств. Против выдвигаемой ими логики возразить практически нечего: если, например, Пакистан, который существует в качестве независимого государства 60 лет, имеет право на собственную ядерную программу, то почему этого права нет у Ирана – страны с тысячелетними традициями государственности, не нападавшей ни на кого, по крайней мере, на протяжении последнего века?
Так что западным государствам, и прежде всего США, пора бы прекратить истерику по поводу нераспространения ядерных технологий, а постараться создать прозрачную и эффективную систему контроля за мирным атомом, в которой не будет ни избранных, ни заведомо виноватых. Правда, для этого некоторым политикам придется отказаться от притязаний на мировую гегемонию и права решать, кто прав и кто виноват, перепоручив это авторитетной международной организации. Такой организацией могла бы стать, например, обновленная МАГАТЭ, при условии, что она не будет инструментом сведения политических счетов одних государств с другими, причисляемыми к пресловутой "оси зла".
Многие ополчились на нашу страну