Партии создаются из конкуренции

Главной проблемой современной российской демократии становится отсутствие конкурентной политической среды, в которой появление новых партий, в том числе и оппозиционного толка, стало бы естественным процессом




Причины разочарования российского общества в демократических ценностях, очевидного сжатия пространства конкуренции под нарастающим давлением со стороны государства многоплановы и разнообразны. Среди них обычно называют, прежде всего, первые итоги социально-экономических реформ 90-х гг. XX в., не только отбросивших значительную часть населения в категории бедных и проживающих за чертой бедности, но и лишивших их возможностей изменить свой социальный статус и повысить уровень жизни. Реже говорят о слабости в российском обществе социокультурных мотиваций к переходу к демократии по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

Но есть еще одна не менее важная причина. Скорее всего, политическое развитие России пошло бы по иному сценарию, если бы на "первых выборах разочарования" 1996 г. произошла бы естественная смена власти, при которой силы, начавшие реформы, но не сумевшие удовлетворить завышенные ожидания населения, всегда сопровождающие процесс революционных преобразований, уступили бы место управления страной силам, тесно ассоциировавшим себя с прежним политическим порядком. В этой связи симптоматичным выглядит появление статьи А. Пыжикова в "Российской газете" "Особенность текущего момента".

Трудно не согласиться с автором в том, что тогдашняя КПРФ реально не представляла угрозы реставрации и, несмотря на антимодернистскую риторику, вынуждена была бы играть по новым правилам. Но даже если представить себе такое, что компартия попыталась бы круто повернуть политическое развитие страны назад, из этого вряд ли что-нибудь получилось. В этом плане уместен пример Болгарии, где в середине 1990-х гг. на волне разочарований реформами к власти на какое-то время пришли бывшие "нереформированные" коммунисты, правда, уже изменившие название партии на "социалистическую". Но их правительство, возглавлявшееся Жаном Виденовым, не смогло с помощью прежних инструментов политики справиться с нараставшим грузом проблем и вскоре вынуждено было уйти в отставку. Результатом этого кризиса стало окончательное расставание значительной части населения с иллюзиями прежней эпохи и быстрая трансформация социалистической партии в обычную социал-демократическую. Такой сценарий в случае победы КПРФ на президентских выборах 1996 г. в принципе был возможен и для России. Но у нас властные элиты поспешили пожертвовать принципом сменяемости власти ради гарантий сохранения собственности и политического влияния.

В итоге началось нарастание авторитарных тенденций в политике, формирование олигархий, впоследствии замененное доминированием государства, существенно сократившим сферу деятельности негосударственных акторов. При этом институциональная основа власти оказалась слабой. Конечно, развитие партий как политического института могло бы способствовать укреплению политической системы, становлению и развитию ее демократических начал. Нужна и новая левая партия, которая, как показывают опросы общественного мнения, смогла бы соединить в своей доктрине либеральные принципы экономической свободы и "социалистические" - социальной справедливости.

Однако добиваться этого следует не путем искусственного создания новых партий, а через создание реальных институциональных и политических условий для естественного развития партий. Все это предполагает расширение функций парламента, вплоть до создания института партийного правительства, и восстановление конкурентной политической среды.

Автор - консультант Московского Центра Карнеги.

Выбор читателей